Воспоминания

ФИНСКАЯ ВОЙНА 1939-1940 гг.

Когда проводишь беседы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., часто задают вопросы о финской войне 1939-1940 гг. Нужна ли была война? Как проходили события и чем закончились? Об этом хочется мне поведать читателям газеты.

После окончания гражданской войны СССР вступил в полосу мирного развития, которая продолжалась 22 года. Правда и в этот период нашей стране приходилось отражать попытки нарушить мирный труд советских людей. Не-ожиданно поэтому прозвучало 29 ноября 1939 г. заявление Председателя СНК СССР Б. М. Молотова о том, что «враждебная политика правительства Финляндии вынуждает нас принять немедленно меры по обеспечению безопасности СССР». На следующий день ранним утром Советские Вооруженные силы предприняли боевые действия против финских войск на всем протяжении советско-финской границы от Балтийского до Баренцева моря.
Так началась советско-финская война.
После Великой Октябрьской социалистической революции Советское правительство удовлетворило просьбу Финляндии о предоставлении ей государственной независимости. В октябре 1920 г. между Финляндией и РСФСР был заключен Тартуский мирный договор, а в 1932 г. — пакт о ненападении, который двумя годами позже был продлен на 10 лет. Но все же между двумя государствами существовало взаимное недоверие.
Финляндия опасалась возможных великодержавных устремлений со стороны Сталина, действия которого нередко были непредсказуемыми. Вместе с тем и у руководства нашей страны имелись основания для беспокойства. Конечно, провокационные претензии на советскую территорию лапуасцев и шоцкоровцев не давали повода для опасения, что сама Финляндия может напасть на Советский Союз, однако ее сближение с западными странами не исключало, что какая-нибудь из них использует финскую территорию в агрессивных антисоветских целях. До осени 1939 г. между правителями СССР и Финляндии было много встреч и разговоров о мире и дружбе...
…Так СССР и Финляндия подошли к той опасной черте, за которой уже начиналась война. Они смотрели друг на друга через «прорезь прицела винтовки», и возникшие в это время и несколько ранее вооруженные провокации на границе послужили советской стороне поводом, чтобы применить силовой прием.
Одной из таких провокаций, ставшей применительно к советско-финской войне своеобразным «северным Сараево», был вооруженный инцидент в пограничном советском селении Майниле. Вот как сообщал об этом в своем донесении в Москву Мерецков. 26 ноября 1939 г. штабу ЛВО стало известно об обстреле финской артиллерией советского подразделения, дислоцированного севернее Майнилы. Было убито 4 и ранено 9 красноармейцев и командиров. Для расследования обстоятельств, приведших к инциденту, выехал нач. оперативного отдела штаба округа полковник П. Г. Тихомиров.
Правительство Финляндии отрицало факт провокации со стороны своих войск.
Молотов в речи по радио 29 ноября 1939 г. назвал инцидент в Майниле олицетворением «неприкрытого стремления» финской стороны «и впредь держать Ленинград под непосредственной угрозой своих войск».
После инцидента в Майниле последовала возмущенная нота Советского правительства, денонсация договора о ненападении, отзыв дипломатических и хозяйственных представителей, и наконец в дело вступила армия.
Какие же цели преследовало Советское правительство, предпринимая войну против Финляндии?
В ряде официальных заявлений кануна и начала войны речь шла о сугубо конкретной цели - безопасности Ленинграда, которая могла быть обеспечена передвижкой границы на 20-25 км, и безопасность Мурманска и ведущей к нему железной дороги. Однако следует отметить, что эти опасения вряд ли были настолько серьезны, чтобы привести к военному конфликту.
К началу войны советские войска, принимавшие в ней участие, включали в себя 240 тыс. человек, 1915 орудий (всех калибров), 1131 танк и 967 боевых самолетов. Группировка финских войск насчитывала 337 тыс. человек, 500 орудий, 60 танков и 118 боевых самолетов. На Карельском перешейке была сосредоточена армия генерала Х. Эстермана, состоявшая из 7 пехотных дивизий, 4 отдельных пехотных дивизий, одной кавалерийской бригады и нескольких отдельных пехотных батальонов. Севернее Ладожского озера до Баренцева моря находились незначительные силы финских войск.

Боевые действия советских войск на Карельском перешейке начались как армейская операция силами 9 стрелковых дивизий и 3 танковых бригад. Силы Балтийского флота, базировавшиеся в Эстонии и Латвии, были развернуты для действия на коммуникациях противника. 3 декабря в обстрел территории Финляндии включились 305 мм орудия фронта Красная Горка.
В первый же день войны советская авиация подвергла бомбардировке военные объекты в районе Хельсинки. С 3 декабря воздушные налеты в тыл командование Красной Армии запретило.
Действия войск в первые же дни войны показали неэффективность существовавшего тогда фронтового управления. Оно было ликвидировало, и с 9 декабря взяла на себя управление вновь созданная Ставка Главного командования КА.
В течение декабря тяжелые бои развернулись по всему фронту. Наибольший успех был отмечен в полосе наступления 14-й армии. Ее войска при поддержке кораблей Северного флота овладели финской частью полуостровов Рыбачий и Средний, а также г. Петсамо, продвинувшись в глубь территории лишь на 35-80 км. На Карельском перешейке в итоге кровопролитных боев войска 7-й армии сумели вплотную выйти к главной полосе линии Маннергейма. На направлении г. Сумы впервые был применен опытный тяжелый танк КВ, но прорвать обороту финнов им не удалось.
Что же представляла собой линия Маннергейма? Это три полосы укреплений общей глубиной 90 км, состоявшие примерно из 2400 дзотов и 350 дотов, связанных между собой траншеями и рядами колючей проволоки. Путь танкам преграждали до 12 рядов гранитных надолб. В этом районе каждый населенный пункт являлся укрепленным узлом, имевшим обычно по 5 опорных пунктов с 4 дотами в каждом, вместо эвакуированного гражданского населения там находились хорошо обученные и прекрасно знавшие местность финские военнослужащие.
Неудачи боевых действий советских войск в этот период связаны прежде всего с ошибками самого плана ведения войны, который был рассчитан на молниеносную операцию, исходил из явной переоценки возможностей сил Красной Армии и недооценки боеспособности войск противника. Поэтому командование не предусматривало ведения боевых действий в условиях суровой зимы, в силу чего войска были недостаточно обеспечены зимней одеждой и соответствующим снаряжением. Кроме того, не хватало минометов, автоматов и других видов новейшего вооружения. Слабо было отработано взаимодействие различных родов войск, особенно сухопутных частей с авиацией.
В конце декабря 1939 г. Главный военный совет принял решение приостановить наступление и спланировать новую операцию для прорыва линии Маннергейма и достижения цели всей войны.0б этом шла речь на специальном заседании Политбюро ЦК ВКП(б), состоявшемся в первых числах января 1940 г.
В соответствии с принятым решением на Карельском перешейке был создан Северо-Западный фронт. Сюда стали прибывать значительные подкрепления, преимущественно из Западного и Киевского особых военных округов, а также средства усиления — артиллерия большой мощности, танки и самолеты. Чтобы не повторить допущенных ошибок, в январе интенсивно велись учения войск по предстоящему прорыву укреплений противника.
Следует отметить, что по сравнению с началом войны на 1 февраля 1940 г. численность советских войск, действовавших от Баренцева до Балтийского моря, возросла в 4 раза и составила 957 675 человек. На Карельском перешейке было достигнуто более чем двойное превосходство и абсолютное по танкам и авиации.
3 февраля военный совет фронта окончательно утвердил план операции, а 11 февраля войска перешли в наступление и прорвали главную полосу линии Маннергейма. Для развития достигнутого успеха в прорыв были введены подвижные танковые группы. После этого финское командование отвело войска на вторую линию обороны, прорвать которую с ходу советским войскам не удалось. 28 февраля после перегруппировки войска 7-й армии возобновили наступление и вынудили противника отступить по всему фронту. Красноармейцы форсировали по льду Выборгский залив и перерезали шоссе Выборг-Хельсинки, завершив тем самым прорыв линии Маннергейма.
Но победа далась нелегко. Многие воины погибали, подрываясь на минных заграждениях, поскольку в наших войсках не было миноискателей. Их срочно разработали и изготовили на Ленинградских заводах уже во время войны.
Борьба шла ожесточенная, в ходе которой советские воины, преодолевая трудности, проявили героизм, стремление наилучшим образом выполнить свой воинский долг. За мужество и военную доблесть около 50 тысяч красноармейцев награждены орденами и медалями, а 405 бойцов и командиров стали Героями Советского Союза.
Надо отметить, что впервые в истории морской авиации была осуществлена постановка мин на ряде фарватеров с воздуха. Сообщения противника нарушались и подводными лодками. Так как финская армия снабжалась вооружениями западных держав, то нарушение морских сообщений имело важное стратегическое значение.
Вместе с тем надо отметить, что не на всех направлениях советские войска действовали столь успешно.
Однако неудачи советских войск на второстепенном направлении уже не могли спасти финскую армию от поражения. Линия Маннергейма была полностью сокрушена, после охвата противника в районах Выборга, Кексгольма и Сортавала для Финляндии сложилась безнадежная обстановка, и ее представители 12 марта подписали в Москве мирный договор, в соответствии с которым 13 марта 1940 года с 12 часов военные действия прекращались.
В ходе этой войны обе стороны понесли тяжелые потери в людях и боевой технике. Советские войска потеряли 53 522 убитыми и 16 208 без вести пропавшими (часть из них оказалась в плену), число раненых и обмороженных составило 176 тыс. человек.
Финские войска, ведя оборонительные бои, по их официальным данным, потеряли меньше: убитыми –19 576, пропавшими без вести – 4 101 и ранеными – 43 557 человек. Число финнов, попавших в плен, было крайне невелико. Например, войска 13-й армии, действовавшие на главном направлении, за весь период войны взяли в плен лишь 18 унтер-офицеров и 51 солдата. После заключения мира они вернулись на родину.
Что же касается 5 469 советских военнопленных, то их судьба оказалась трудной. Они не только подверглись унижению и издевательствам со стороны финских властей в лагерях, но по возвращению на родину их ждали новые испытания.
Советско-финская война, продолжавшаяся 105 дней, не принесла славы ни армии, ни Сталину. Она показала крупные недостатки в организации, подготовке, управлении частями и соединениями советских войск.
Автору этих строк довелось быть участником этой войны на Ухтинском направлении в должности командира взвода лыжников-разведчиков при штабе стрелкового корпуса, начальником штаба был полковник Кудрявцев.
За время 105 дней боевых действий взвод заходил в тыл врага за 30-35 км с целью захвата «языков» и ценных документов для командования.
В моей книге «В снегах Суоми» подробно изложено о всех событиях.

Александр КУЛАКОВ,
полковник в отставке

Hosted by uCoz