Непризнанный «подвиг» Каришала Асанова.
Многие знают, наверное, поучительную сказку «О дружбе Черепахи и Скорпиона», где рассказывается, как однажды, переправляясь на спине Черепахи через реку, Скорпион «по привычке» ужалил Черепаху в шею. Вот и мой бывший соратник К. Асанов, видимо, посчитал, что одержал победу над другими объектами критики, и решил задеть меня.
Листая газету «Начнем с понедельника» от 13.12.2002 г. я увидел статью
К. Асанова под названием «Солнце ладонью не закрыть!» и фото сей персоны
с надписью, где он именовал себя «первым Казахстанским диссидентом». Не
случайно газета опубликовала его в номере накануне 16-летия Декабрьского
восстания 1986 года, ибо К. Асанов долгое время умело рекламировал себя
в роли борца за раскрытие правды об этом историческом событии, разоблачителя
виновников репрессии над участниками восстания. Но позже выяснилось, что
в те декабрьские дни 1986 года, когда на улицах Алматы и на площади им.
Брежнева происходили массовые жестокие избиения и аресты граждан, осмелившихся
выступить против диктата Кремля, К. Асанов вовсе не был на стороне демонстрантов.
Оказывается, он был озабочен думами, как бы раньше других подхалимов проявить
инициативу. И проявил, срочно отправив Генеральному секретарю М. Горбачеву
телеграмму с вот таким текстом: «Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич! Искренне
признателен Вам и Политбюро за принятие кардинальных мер по укреплению
руководства Компартии Казахстана... От всей души приветствую избрание т.
Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, ибо это единственно
верное и мудрое решение...» (см. газету «Наш мир» № 11 2001 г., статью
М. Хасанаева «Желтоксан. Тайная хроника перемен»). После такого разоблачения
«правдоборцу» Асанову казалось бы стыдно что-либо еще говорить о Декабрьском
восстании. Интересно, что же он не досказал?!
«Обстоятельства сложились так, что могли арестовать в первую очередь меня, а не истинных организаторов этих событий. Поэтому я был вынужден отправить телеграмму на имя Генсека Горбачева, что и спасло меня от неминуемого преследования», - пишет он в газете «Начнем...», неуклюже стараясь оправдываться за свою поздравительную телеграмму в Москву. Пай, пай, какой развитый инстинкт самосохранения?! Если поступать по асановской логике, то такую предосторожность должен был проявить не коммунист Асанов, а я, который еще в 1977 году был осужден на 2 года за антисоветские действия.
Ну отправил телеграмму в 1986 году, угождая колониальным властям. Зачем же через 16 лет ворошить свою грязь на станицах газет? Или К. Асанов свой поступок считает героизмом, который должны перенимать другие? Судя по его помпезным выступлениям, кажется, считает.
Когда речь идет о Декабрьском восстании, обычно люди говорят о пробудившихся тогда патриотических чувствах, действиях. А Асанов до сих пор смакует, вспоминая свою «героическую» телеграмму, отправленную им в Кремль: «Разве не являлась полезной акцией моя телеграмма, отправленная на имя Генсека ЦК КПСС в трагические дни декабря 1986 г.? ... Пожалуйста, а кто еще кроме меня отправил такую телеграмму 17 декабря 1986 г. в поддержку линии партии из казахстанцев?» - пишет он в своей книге-самиздате «Думы о судьбе народной» (1992 г., стр.103). А в газете «Начнем...» пишет: «Этого я не скрывал. Более того, я в открытую огласил текст данной телеграммы публично на партактиве университета 24.12.1986 г. прямо с трибуны». Какой неслыханный «героизм» - поддержать власть предержащих «прямо с трибуны», а!!!
Известно, что 2 400 лиц из проводивших карательные меры в отношении декабристов были тогда же награждены различными правительственными наградами. Раз К. Асанов по прошествии 16-ти лет опять заговорил о своей телеграмме, значит он, видимо, до сих пор в большой обиде, что не оценили по достоинству его «подвиг», совершенный в декабре 1986 года. Но, Кареке, ведь сейчас иные времена настали. Возможно, даже многие награжденные в 1886 году по примеру гражданина Кыргызстана Талайбека Ылааева отказались и вернули обратно полученные ордена и медали. Разве Вы не видите, как вчерашние ярые интернационалисты, каратели декабристов сейчас хором поют о том, как они отроду только и мечтали о независимости Казахстана?! Или же К. Асанов хочет через русскоязычную газету доказать, что он не такой, как «те», а стойкий, не сменил свою позицию, которой держался в 1986 году?! Знает ли К. Асанов народную поговорку: «Хвастался Осел, что у него уши длиннее чем у Лошади»?
Раз сказал «А», не будь «Б»
В своей газетной статье К. Асанов то выражает обиду за то, что не оценили его «героизм», проявленный в 1986 году, то пытается дать отпор неким «заинтересованным силам», которые хотят-де обвинить его «за особо тяжкие преступления перед казахским народом». «Если поддержка избрания Г. В. Колбина первым секретарем ЦК КП Казахстана считается преступлением, то выходит, что все 250 членов ЦК, проголосовавшие единогласно за него, являются преступниками», - пишет Асанов, пытаясь разделить свое деяние с другими подельниками. Ау, Кареке! Ведь никто не говорит, что эти 250 безгрешны как ангелы. Но разница в том, что они «не в свои сани не садятся» - не бьют себя в грудь, будто они защитники демократии и декабристов, как это делает 251-й, стремящийся всегда быть «в дамках».
Какая муха укусила?
Сразу же после двух сумбурных абзацев своей статьи, где К. Асанов то ли
гордится, то ли оправдывается или же обижается за то, что не оценили его
«героизм», он вдруг, начинает высказываться в мой адрес: «Тем более «вождя»
восстания Х. Кожа-Ахмета никто не видел среди тех, кто забрасывал снежками
правительственную трибуну. Также и вечером того же дня при перекрестных
прожекторах не было заметно силуэта «вождя» восстания Х. Кожа-Ахмета и
среди тех, кто сражался с охранниками Дома ЦК», - пишет Асанов, как будто
мы с ним были близко знакомы, что он мог узнать меня среди 25-30-тысячной
толпы на площади 17 декабря!
Далее в статье Асанов твердит совсем обратное: «Он (Х. Кожа-Ахмет) 17 декабря действительно находился на этой площади только в числе охранников объекта, т. е. в оцеплении площади с красной повязкой на рукаве».
(Ну, Кареке,Вы поздравили Горбачева телеграммой, а я его ставленника охраняю – значит, мы с вами единомышленники! В таком случае вам радоваться надо, а не зубы скалить?!)
После вышеизложенной «речи» Асанова у читателей его статьи, естественно, возникнет вопрос: «Какая муха укусила К. Асанова? Пусть оправдывается, выкручивается за свою телеграмму сколько хочет, но при чем здесь Хасен Кожа-Ахмет?! Мало Асанову 250 подельников –единомышленников, поддержавших назначение Колбина, так он еще хочет зачислить в свои ряды и Х. Кожа-Ахмета, оговаривая, будто он был охранником Дома ЦК»! А дело здесь вот в чём.
Кто же «номер первый»?
С Каришалом Асановым впервые я встретился, кажется, в 1991 году. А когда
в1992 году он был арестован за оскорбление президента Н. Назарбаева, его
сын Болат сообщил мне об этом. Я немедленно позвонил журналисту-правозащитнику
Эрику Нуршину, в результате чего об аресте Асанова через три часа сообщили
по Российскому телеканалу РТР. Позвонил также в Амстердам тюркологу Локман
Озел, а он дал этому случаю международную огласку. Во время двухмесячного
заключения Асанова я трижды посетил посла США в Казахстане Улияма Кортни
и просил содействия в освобождении арестованного. Отлично зная все это,
К. Асанов в своей книге «Призрак независимости» (изд.1997 г.) написал:
«Борьба за мое освобождение не обрела бы таких масштабов без участия моих
родных казахстанских коллег и друзей... Здесь мне хочется особо подчеркнуть
усилия председателя Комитета по правам человека «Желтоксан» Хасена Кожа-Ахмета»
(см. стр. 550). Конечно, в 1992 году я совершенно не знал, что Асанов в
декабре 1986 г., поддерживая колониальную власть Кремля, отправил телеграмму.
А к его особо крупным статьям, в которых он разоблачал всех и вся, я относился
критично и не предавал серьезного значения. Думал, что на заре демократизации
может быть и нужна такая примитивщина для определенных слоев населения...
В то время я издавал газету «Желтоксан». Асанов обещал финансировать те номера газеты, в которых будут публиковаться его статьи. По его словам, он за двухмесячный арест получил премию 40 тысяч долларов США из какой-то иностранной организации. (Пора бы нам задуматься - почему вдруг иностранные организации, власти стали так щедро премировать «героев», появившихся после получения Казахстаном независимости, такими суммами, которые намного больше моральных компенсаций всех реабилитированных декабристов вместе взятых!) Ради сохранения издания мне пришлось согласиться, хотя его «политические факты» больше были похожи на сплетни базарных баб.
Осенью 1994 года К. Асанов просил меня опубликовать в газете его статью на 28 страницах, которую он будто написал в 1966 году и отправил на XXIII съезд КПСС под псевдонимом «Халыкулы Казахбаев». Под таким же названием Асанов мне приносил статью еще в 1992 году, но тогда она была из 14-ти страниц. Прочитав 28 страничный «доработанный вариант» его статьи, я сказал: «Кареке, Вы говорите, что написали эту статью в 1966 году, а ведь читатели придут в недоумение, когда увидят в ней множество цитат из газет 1993-1994 годов?!» И хотя Асанов сказал мне, что ничего страшного, я, чтобы не уронить имидж своей газеты, все-таки опубликовал 14-страничный вариант его статьи. После этого мы слышали, как Асанов называл себя «первым казахстанским диссидентом», что он-де начал диссидентскую деятельность раньше самого А. Сахарова. И я как-то сказал ему, что обычно в советские времена диссидентами называли тех, кого за инакомыслие власти подвергали преследованиям, наказаниям. А была ли действительно написана и отправлена статья-анонимка в Кремль в 1966 году, доказать невозможно. Тогда Асанов повторял свой козырный аргумент: «Если кому-то нужны доказательства, пусть поищет в архивах КПСС в Москве!»... Видимо, он затаил тогда обиду на меня за то, что подверг сомнению его титул диссидента Казахстана № 1. А позже, в 2000 году, прочитав из моей книги «Ереуiл атка ер салмай...» действительно диссидентские произведения, которые в 1977 году конфисковал КГБ, и мою тюремную биографию, Асанову вовсе стало плохо. Он выпросил у меня книгу, а когда через несколько дней я спросил его мнение о книге, он буркнул из-под носа сказав: «Нет, не читал, а отдал кому-то».
Теперь читатель, наверное, понял причины нападок К. Асанова на меня через СМИ. Смешно, конечно! Подобные новоявленные герои, которые заблеяли, как хромые бараны, после получения Казахстаном независимости, постоянно пытаются меня оклеветать, завидуя моей биографии (!) политзаключенного 70-80 годов ХХ века, как будто кто-то, оценив мою долгую борьбу за независимость Родины, поставил передо мной жирный кусок! Как это назвать - ребячеством взрослых или национальным менталитетом? Может быть, ответ даст медицина?..
А если говорить о первенстве в диссидентстве, то К. Асанов как историк обязан знать о судьбе поэта Буркута Ыскакова и др. осужденных в 1951 году за попытку организации партии «ЕСЕП», а если говорить о постсталинских временах, то о Махмуте Кулмагамбетове, осужденном на 7-лет (несмотря на хрущевскую оттепель) в 1962 году лишь за разговоры между приятелями о необходимости создания партии крестьян...
Писал ли К. Асанов в 1966 году анонимку в Кремль?
По всей вероятности нет. Вопервых, в советские времена все пишущие машинки
КГБ брали на учет и быстро бы определили автора текста. Вспомните «Дело»
Дауранова после Декабрьского восстания 1986 г. ...
Во-вторых, превратившему 14-страничную статью 1992 года в 28-страничную в 1994 году Асанову ничего не стоит написать ее вообще после распада СССР, а не в 1966 году. Таких примеров в истории достаточно. Например, в Чехии, находящейся тогда под гнетом габсбуржцев, все верили в подлинность Краледвурской рукописи, якобы найденной в 1818 году поэтом В. Ганкой в церковной башне. Стараниями чешских патриотов эта «старинная рукопись» была переведена на все европейские языки и получила широчайшую известность. Подложность Краледвурской рукописи была доказана лишь в конце XIX века. (А. Дворжак. Москва. Изд. «Музыка», 1973 г.). Также вспомним о книге Казбек бека Тауасар-улы «Тѕп-тЅєияннан јзiме шейiн» (изд. «Жалын», 1993 г.), в отношении которой высказывались сомнения о том, что она написана намного позже - нашим современником, а не в XVIII веке. Если наши ученые мужья допускают, что можно написать целую книгу в стиле прошлых веков, то разве стоит великого труда Асанову написать задним числом одну статью?!
В-третьих, разве может человек (Асанов), понявший и написавший аж в 1966 году статью об унизительном положении казахов, вдруг перевернувшись на 180 градусов! в 1986 году поддержать Кремль поздравительной телеграммой, в то время, когда происходили массовые избиения того же народа? Человек, действительно написавший такую статью в 1966 году! по логике в 1986 году был бы на площади вместе с народом!
Хасен КОЖА-АХМЕТ,
политзаключенный 70-80 годов,
председатель Гражданского движения
Казахстана «Азат»
(Окончание следует)