Популярная история

«Наёмные сабли» кочевников.

(Продолжение. Начало в №№ 18-20)

Целые племена «наёмных саблей» селились на землях этих империй на условиях службы в армии, их называли также федератами и летами, а тюрки называли их толенгiтами, что означает наёмный, платный. Позже их потомков в Русской летописи XIV—XVI вв. называли служивыми, что в переводе на тюркский (казахский) означает туленгiт (платный). В русской исторической литературе этих лет указываются служивые люди «Крымской Украины», «Рязанской Украины», «Северской Украины». О служивых, наёмных казаках и о их атаманах (первым был Сарызман) в архивах сохранилось немало летописных материалов (подробно об этом в другом материале автора и в книге «Арий-гунн» сквозь века). В раннем средневековье в Европе были широко известны наемные войска Аргу(н)летов. Военные дружины «наёмных саблей» трех братьев из рода Амалов — Баламира (Баламир), Тудамира (Тиудемира) и Видамира (Видимира) получали от императоров Рима и Византии денежные вознаграждения и жалованье своим дружинам. К их именам присоединяется тюркское слово амир, имир, что определяет их высокое положение — повелитель племен — эмир, амiр. (Казахи это слово произносят амiр.) Историки отмечали, что «они (кочевники) неохотно выполняют приказания чужого лица, но послушны своим вождям; гораздо легче сносят они несправедливости и обиды собственных старшин, только бы не следовать ромэйским законам и обычаям». Предводители племен и родов обязывались содержать вооруженный отряд для охраны и защиты империи. Как стало известно из источников, число их зависело от суммы, выдаваемой ежегодно правительством империи предводителям племен и родов (федератов, летов). Античные историки сообщают, что в III в. уже три четверти армии Римской империи являлись представителями варварских племен. Служба в армии богатых государств наиболее отвечала их военным талантам, открывала возможность для продвижения на высшие командные посты и высшие должности в государстве. Они принимали веру, с верой и язык, не по принуждению, а заняв руководящие должности в стране и армии переходили на сторону этой веры. Им в центре империи отводили роскошные виллы, они в центре Рима занимали целые районы. Например, Арги(н)лет (Argiletum) часть Рима между Subara и Forum Romanum Argilosi (Форум Римских Аргинов, искажённо Аргилов).
Роскошная жизнь и удобства приучали вождей племен к праздности и постепенному отходу от прежних образов жизни. Так, они незаметно становились не наемными слугами, а преданными патриотами этой страны. Например, легендарный Аэций Флавий (ок. 395—454) — римский полководец, опекун малолетнего императора Валентиана III, родом скиф-иллириец из Нижней Мезии, называвшийся тогда Скифией. Максимин Фракиец из Фракии. Король готов Аларих был тоже из Иллирии (Скифия, Австразия, Хатты). В Византийской империи Аспар и Ардавурий со своими родами целых три поколения имели могущественное влияние в государстве, назначая правителей, раздавая различные военные, гражданские должности. Достоверные сведения передает житье св. Маркела обители [Аким]итов (тюркское значение правителей - аким) : «Аспар был первый после царя, родом и могуществом силен …..и со всею своею фамилией был тайно враждебен царскому и всей церкви Христовой, тяжел был весьма, ибо много помогал арианам и озлоблял православных». Слова-имена аспар, арда, аким, акимит истинно тюркские. (В Казахстане встречаются подобные названия мест.) Таких примеров можно привести множество.
Исследователи пишут о сложном этнолингвистическом раскладе Апеннинского полуострова, о том, что Рим возник как один из земледельческих, пастушеских полюсов на южной периферии этрусского мира. Датой основания Рима считается 21 апреля 753 г. до н. э. День этот совпадает с древним пастушеским праздником этрусков, в честь богини Палесы (тюрк. Пёле, Пёлесі), покровительницы стад и пастухов, как считают её Римские историки. У тюрков всё так же, но приносить этой богине жертву в день такого праздника для того, чтобы она их не трогала, не причинила стадам и пастухам бед. Имя богини Палесы у потомков скотоводов и пастухов не забыто до сегодняшнего дня и имеет широкое хождение, в разных значениях. Тюрки (казахи) сегодня говорят «оны» Пёлесі бар», что в переводе означает «у него есть Палесы» или “его охраняет Палесi, сторонись его, у него есть Па-лесi”. В ее честь был назван холм Палатин, с которого, по преданию, началось основание города Рим. На протяжении VI в. до н. э. город оставался в подчинении этрусков. Область их проживания называлась Этрурией и располагалась в Тоскане. Тоскана - обширная область, Италии. Название происходит от «Туски», так называли этруссков римляне.
Первые правители Рима были этрусски. Известными истории царями этруссков в Малой Азии были Сар-ды I—IV. Название о. Сардов (Сардини) связано с их именами. Согласно античной легенде Тарх(ун)он считается родоначальником этруссков. Легенда утверждает, что он основал город-государство Тарквинии и все этрусское двенадцатиградье в итальянской Тускании (Этрурии). На одном из тусканийских зеркал изображен бородатый Тархон, разглядывающий гадательную печень. Гадание по печени уходит своими корнями к ариям, гуннам - предкам кочевников. В истории хорошо известно, как Аттиле предсказывал судьбу по печени колдун, скиф из фессалий. Римляне считали этрусков (туски) своими учителями.
В древнем Риме существовала [азиа]ническая школа «краснословия», в которой изучались смелый и яркий способ изложения этрусков, любовь к афоризмам, умение взволновать и потрясти слушателя. Сохранившиеся топонимы в районах компактного проживания этрусков и других поселенцев с Востока, неопровержимо свидетельствует о их нелатинском происхождением. Например, название озера Ахерсуйское в Кампании, отделенное от моря узким песчаным перешейком, на тюркском дословно означает конечный (ахыр) водоём (су). А название города Кумы, появившийся до нашей эры на этом песчаном перешейке, в переводе с тюркского означает Песчаный город, или город на Песке (єЅм–песок). Курорт богатых вельмож, находящийся на западном побережье Италии, прославленный горячими сероводородными источниками, носит название Байи (вельможа, богатый).
Или приведем пример из другой области. Известно широкое влияние этруссков в области искусства, музыки. Основоположником театрального искусства в Риме были этрусски. Об этом свидетельствуют некоторые слова и названия предметов искусства, сохранившиеся в латинском языке. Например, в древнем Риме обувь трагических актеров, которая придавала им высокий рост, называлась кјтерін (котерун). Дословно с тюркского (казахского) это слово означает приподнять. В Риме место, где ежегодно 16 и 17 марта приносятся жертвы в виде чучела из тростника, в форме человека (всего 24 чучел по количеству мест) называется Argen orum, что в дословном переводе означает место (орун) аргенов. Выше приведённые слова не просто совпадают механически, а соответствуют содержанию названия, и делают его понятным. Смысл и содержание их понятны каждому, кто знает тюркский язык.
С немалой уверенностью можно отнести к этому и влияние в этом регионе племен Сардов (Сартов). Сардиния тогда называлась островом Сардов, западная часть Средиземного моря — Сардийским морем, правильным этнонимом племени. Фест пишет о «царях этруссков, которые назывались сардами», а Тацит свидетельствует о помощи этрусскими городами (тускании) малоазиатскому городу Сарды «как родственному», пострадавшему от землетрясения. Потомки этого царственного рода Сардов не исчезли, как выше было сказано, они сохранились в названиях острова Сардиния, а в Средней Азии в одно время существовало государство Сардов. Сарды (Сарты) являются одним из племён древних тюрков. Сегодня они слились с тюркоязычными народами Средней Азии. Язык их ничем не отличается от тюркского, наверное только этим можно объяснить совпадение содержания этрусских названий с тюркскими. Историки считают, что «через Этрурию пришла сюда легенда о волчице, вскормившей основателей Рима — Ромула и Рема». Древние тюрки считали, что они произошли от волка. Об этом на Востоке сохранилось множество легенд и преданий. Издревле слагали легенды о родовитых царских подкидышах, вскормленных волками и воспитанных пастухами. В тотемистических представлениях тюркских племен волка почитали как прародителя. Волк является символом тюрков. В «Истории династии Тан» записано предание о том, что от волчицы произошли тюркские племена тукюесцев, предки которых обитали у «Западного моря», т. е. на просторах Евразии. Слово турки китайцы произносят тукю. При проведении археологических исследований древних городов Востока находят этому множество подтверждений. Например, при проведении раскопок дворца царей раннесредневекового государства Уструшаны, в северном Таджикистане, при расчистке центрального коридора археологи обнаружили уникальную композицию на стене, построенной в еще более ранний период, где контурными киноварными линиями была нарисована большая волчица и два обнаженных младенца, припавшие к ее соскам. Ученые сразу же эту находку, не задумываясь, приняли за «древнеримский» сюжет, и другого быть не может, считают они.

В трудах античных историков ясно указывается, что в древности этруски переселились из глубин Азии, из просторов Ари анам вайджа (джайла) — Сары-Арка. Свидетельством тому является также и удивительное сходство этрусских гробниц с подземными камерами, под конусообразными курганами, которые они называли тум[улус], с подобными захоронениями кочевников (Тумулус — улусные, точнее родовые захоронения одного из племени этруссков). Отсюда можно сделать выводы о родине этого сюжета, а сюжет является неоспоримо тюркским, о чем свидетельствует и легенда многовековой давности, которая нашла отражение в трудах историков древности.
Этнолингвистические исследования относят само название этрусков — Razenna к скифо-иранским племенам, точнее скифо-арианским племенам, обитавшим на территории современного Ирана, Афганистана. Известно, что “ариана” позже адаптировано в слово “ирана” (Иран). Ариане не были персами, лингвисты увидели это различие и поэтому считают, что и лигурийский язык не был индоевропейским. Собственно, Италией греческая традиция называла лишь юг Апеннинского полуострова, пока в III в. до н. э. это название не присвоили всему полуострову — указано в “Истории древнего мира“ (“История древнего мира. Древний Рим”. Минск, “Харвет”, 1998 г., стр. 3, 6, 8, 14). Общеизвестно, что Рим постепенно и не без помощи религии превращался из федерации разнородных союзных, зависимых, подневольных общин в единую империю. Это хорошо прослеживается и из истории романизации (в т. ч. насильственной) народов империи. Оно хорошо прослеживается также по сохранившимся древним топонимам, гидронимам и географическим названиям мест. Например, названия Тускуланского, Аскуланского урочищ, встречающиеся топонимы и гидронимы Тѕбір (Тибр), на Аппенинском полуострове, явно не латинские и не греческие. Корень слова єЅлан — антилопа, а слова тѕс (сон), ас (еда, пища), тѕбір (корень) переводимы, на тюркском также имеют конкретное смысловое значение. Тогда курорт Тускулан означает спальный курорт, где только отдыхали, а Аскулан — место, где принимали пищу и развлекались. Точно такие названия мест, многократно повторяясь, встречаются на просторах Евразии, в т. ч. Казахстане. Само название полуострова происходит от этрусского Апа[ени]ский, близкое к тюркскому апа-ене. В трудах древних историков Рима встречаются немало и других названий, с тюркской языковой основой, подтверждающие нашу версию.
Неимущих крестьян Галлии (Кельты), восставших во второй половине III в. против владычества Рима, называли багаудами (баг-ауды). Это было не этнонимом племени, рода или названием народа, а самоназванием части галлов, дошедших до отчаяния. Тюркское значение слова означает народ, от которых счастье (баг) отошло (ауды) к другим племенам. Приведем еще несколько названий из книги Гай Светония Транквилла “Жизнь двенадцати цезарей” (Гай Светоний Транквилла. “Жизнь двенадцати цезарей”, М., “Правда”, 1988 г., стр. 296-297). Публий Катон, вольноотпущенник некоего Бурсена (тюркс. Бѕрсе» – вольноотпущеник) из Аквитанской Галлии, с полуострова Котантен (Франция), учил многих знатных римлян и считался их искусным наставником, о чем свидетельствуют такие стихи:

Лишь грамматик Катон, сирена римлян,
И читает, и создает поэтов.


Котан - его литературный псевдоним, данный по месту его рождения в г. Котанс, на полуострове [Котан]тен, адаптированный на латынь Катон. Этот город был расположен у устья реки Аргун (в некоторых источниках Аргон, на карте этого времени Аргенс). Котан по генеалогическому древу тюрков – родоначальник племени Аргун. Настоящее его имя неизвестно, он вольноотпущенник – Бѕрсе». Прожил Котан (Катон) до глубокой старости, почти в нищете, после того как уступил свою Тускуланскую виллу кредиторам, о чем пишет Бибакул:

Друг мой Галл [Кельт], а катоново именье
Все с торгов распродал заимодавец.


Римляне этруссков считали своими учителями. Они неукоснительно соблюдали и каноны градостроительной архитектуры этрусков, этруски — своих предшественников — ариев, шумер, суть которых в том, что мир есть круг, разделенный на четыре части двумя пересекающимися прямыми дорогами, похожие на рисунок шанрака у кочевников. Возьмите план любого римского города, сельского округа, общины (centurin), и везде вы найдете две эти пересекающиеся дороги (curdo decumanus). Они также ничем не отличаются от плана строительства городов Аркаимо-Синташского региона.

Шах-Мурат КУАНГАНОВ
(Продолжение следует)

Hosted by uCoz