Белые пятна истории

Первый казахский вуз.

До сих пор считается, что первое высшее учебное заведение в Казахстане - бывший Казахский государственный педагогический институт, организованный в г. Алма-Ате, согласно постановлению СНК Казахской АССР от 10 июня 1928 г. №169, как Казахский государственный университет в составе трех факультетов: педагогического, сельскохозяйственного и медицинского. Фактически, по постановлению Совнаркома РСФСР, с 1 октября 1928 г. был открыт только педагогический факультет с тремя отделениями: физико-техническим, естественным и лингвистическо-литературным. Открытие 1 курса сельскохозяйственного факультета КазГУ предусматривалось только 1 октября1929 года. В 1930-31 учебном году КазГУ был переименован в Казахский государственный педагогический институт, с присвоением ему в 1936 году имени Абая.

В действительности, как показывают материалы книги «Год работы Казахского высшего педагогического института» (КазПедВУЗ, г. Ташкент, 1928 г.), а также сборника документов и материалов «Культурное строительство в Казахстане (1918 - 1932 гг.)», (т.1, издательство «Казахстан», г. Алма-Ата, 1965 г.), первым вузом в Казахстане является Казахский высший педагогический институт («КазПедВУЗ»), организованный постановлением Совнаркома КазАССР от 1 сентября 1926 г. (протокол №34) на базе Ташкентского Казахского института народного просвещения («Казинпрос»), переименованного постановлением Коллегии Казнаркомпроса от 8 октября 1925 г. в Казахский педагогический институт («КазПедВУЗ»).
Газета «Советская степь» (№203 за 7 сентября 1926 г.) писала по этому поводу:
«Одно из важнейших завоеваний пролетарской революции в области национальных взаимоотношений - это предоставление не только права, но и фактической возможности каждой малой и большой народности учиться и учить на ее родном языке.
До пролетарской революции это право если и было в виде исключения предоставлено некоторым народностям, то оно распространялось только на низшую школу. На путях к осуществлению этого права стояло столько рогаток, что они делали невозможным свободное развитие и расширение сети национальных школ.
Собственно национальная школа в истинном смысле этого слова, у нас появляется только после Октября. Это относится ко всем народностям, принадлежащим к так называемым национальным меньшинствам.
Счастливым исключением не мог и не являлся и казахский народ. Пожалуй, казахи были в еще более худшем положении.
Казахская массовая школа появляется в широком масштабе только при советском строе.
Народное образование казахских трудящихся масс получает осуществление только при советской системе.
На дело просвещения отпускаются большие средства, народному образованию в политике партии и власти уделяется большое внимание.
Однако ... на путях создания казахской школы мы встречаем и препятствия. Основное из них - нет образованного вполне грамотного учителя - мугалима. От старого строя нам достался в наследство мугалим, который не в силах идти нога в ногу с современными требованиями к школе. Он отстает. Он требует или переподготовки или замены.
...вопрос упирается в вопрос о новом учительском составе.
До сих пор Казахстан не имел соответствующего учебного заведения, которое бы подготовляло высококвалифицированного педагога.
Ташкентский педагогический институт, как среднее учебное заведение, выполняет эту задачу только на половину.
Педагогические ВУЗы Центральной России не могли и не могут учитывать специфические черты казахской народности и применительно к ней готовить казахских учителей.
Целиком эту роль в состоянии выполнить только казахское высшее педагогическое учебное заведение.
Вот поэтому-то Совнарком и принял решение о преобразовании педагогического института в ВУЗ.
Таким образом, отныне Казахстан имеет первое свое высшее учебное заведение.
Из его стен мы ждем нового мугалима, какого еще Казахстан не видел».
В этой же газете выступил председатель КазЦИКа Ж. Мынбаев. Он сказал: «Я считаю крайне необходимой реорганизацию Казахского института народного просвещения (Казинпрос в Ташкенте) - в высшее педагогическое учебное заведение (Казпедвуз). Нам крайне нужны квалифицированные педагогические работники для того, чтобы действенней и быстрее двинуть вперед культурное развитие трудовых масс Казахстана.
Реорганизация Казинпроса в Казпедвуз - это первый и практический шаг к созданию в Казахстане полного и высшего учебного заведения - университета».
Высказал свое мнение по этому поводу и заместитель заведующего отдела агитации и пропаганды крайкома партии А.Варламов: «Подводя итог шестилетней годовщине образования КССР, мы должны характеризовать состояние народного образования следующими словами: молодежб аула и деревни каждый год со ступени на ступеньку выше поднималась, уровень ее повышался и теперь она предъявляет требования к нам: «Дайте хорошего грамотного учителя, мугалима, выше стоящего над нами головой по знаниям!»
Раз нам нужен грамотный мугалим, так значит, нужно и такое учебное заведение, которое подготовило бы его. Выполнить эту роль призван педвуз.
Нормальное функционирование его с 1926-27 учебного года - лучший подарок трудящимся к шестой годовщине образования КССР».
Официальное, торжественное открытие КазПедВУЗа состоялось 29 октября 1926 г. в г. Ташкенте. С вступительным словом и докладом «Итоги и перспективы организации ВУЗа в Каз-АССР» выступил ректор этого учебного заведения Т.К. Жургенов. Доклад «О значении ВУЗа для Казахстана» сделал народный комиссар просвещения Казахстана С.С. Садвакасов.
Смагул Садвакасов говорил: «С волнением мне
приходится держать перед Вами речь. Если мы вспомним недавнее прошлое казахского народа, не говоря уже о далекой старине, то всякий скажет, что наши теперешние достижения по сравнению с прошлым состоянием огромны. Это должно быть понятным, в особенности, товарищам казахам, которые на своих собственных плечах перенесли весь гнет и произвол царской России».
Далее он дает анализ деятельности миссионеров в казахской степи, русско-киргизских школ, говорит о трагической судьбе таких казахских просветителей, как Ибрай Алтынсарин и Чокан Валиханов, борьбе китайского, индийского и других народов Востока против колониализма, о том, как создавался первый университет в Сибири, и каким образом Япония шестьдесят лет тому назад изучала европейскую технику и цивилизацию, целиком используя культурные силы Европы, где в средних учебных заведениях почти до конца 19 века преподавание велось на английском языке. А японские вузы перешли на родной язык совсем недавно.
В первую очередь, была необходима подготовка учительских кадров для ликвидации неграмотности казахского населения. Для этой цели, по разным подсчетам, необходимо было не менее 13 тыс. учителей разных школ. «Хороший учитель - это альфа и омега нашего народного просвещения и завещания Ленина о том, что звание народного учителя должно быть самым почетным, и этот учитель должен быть окружен такой заботой, какая в буржуазном строе ему и не снилась, должно остаться для нас законом и по сие время».
Садвакасов считал, что в первом вузе, в основном, придется использовать русский язык, или вернее, научную силу европейцев. «Мы приглашаем этих товарищей работать вместе с нами, помочь нам в предстоящей трудной работе, призываем их к серьезному изучению местных условий, к творческой работе, к работе и еще раз к работе... Европейские товарищи, которые в повседневной своей работе иногда встречают не такое отношение, какое следовало бы, не должны унывать: их заслуги, их работа будут оценены историей: они должны оставить потомству лучшую память о себе».
Относительно русского языка, Смагул Садва-
касов придерживался следующего мнения: «Наша молодежь, в первую очередь, должна как следует усвоить русский язык... На казахском языке нет еще в достаточном количестве учебной литературы. Русский язык является для нас единственным мостиком, через который мы должны приблизиться к современной культуре... Если мы научимся говорить еще на одном культурном языке, у нас ничего не убавится, а наоборот, прибавится. Молодежь должна понять это в первую очередь».
Он далее отмечал, что в то время в Казахстане существовало около 2000 аульных школ, где обучение проводилось на родном языке. Эта цифра превосходила дореволюционную больше, чем в три раза. Были и техникумы, где казахская молодежь обучалась разным специальностям, начиная от педагога, кончая агрономом, ветврачом, землеустроителем… Но открытие первого вуза в Казахстане было настолько исторически важным фактом, что сравнить его можно только с организацией казахской автономии.
Темирбек Жургенов, всесторонне проанализировав состояние работы КазПедВУЗа и обосновав необходимость организации в Казахстане своего университета, внес следующие предложения: преобразовать ПедВУЗ в университет и учредить при нем факультеты. Последующие годы показали, насколько реальными и жизненными были предложения и расчеты Т. Жургенова по организации в течение 5 лет Казахского государственного университета и самостоятельных вузов – ветеринарно -зоотехнического, сельскохозяйственного, медицинского.
Таким образом, после трехлетнего существования, в связи с открытием КазГУ (педагогического факультета), постановлением СНК КАССР от 10 июня 1928 г. № 169 Казахский высший педагогический институт в г. Ташкенте был упразднен и вместо него восстановлен существовавший ранее Казахский институт просвещения, как учреждение среднего педагогического образования. Все имущество КазПедВУЗа было передано восстановленному Казинпросу, за исключением учебно-вспомогательного оборудования, которое в части университетского инвентаря должно было быть переброшено в г. Алма-Ату для КазГУ. Наркомпросу поручено было установить время и порядок упразднения КазПедВуза и восстановления Казинпроса.

Нурым САНСЫЗБАЕВ, заслуженный экономист КазССР

Hosted by uCoz