Популярная история

«Уч кудук - три колодца!» - 2.

(Продолжение. Начало в № 43-46)

Полковник британской армии Джеймс Черчвард, служивший в конце XIX века в Индии, после возвращения на родину, изучив расшифрованные камнеписные тексты, привезенные из Индии, в 1926 году написал книгу “Исчезнувший континент Му”. Основываясь на данных расшифрованных камнеписных текстов, он описал историю древних народов и их племен, живших в условно названной им Империи уйгуров, существовавшей 17 тыс. лет назад. В книге он утверждает, что цивилизации древних греков, халдеев, вавилонян, персов, египтян и народов Индии являются осколками первой цивилизации человечества, обитавшей на исчезнувшем континенте Му. Тексты автор обосновывает научными исследованиями ученых, летописными источниками, легендами и мифами. В подтверждение приводится снимок ковра, обнаруженного русскими археологами на Дальнем Востоке. На нем императрица и ее муж изображены сидящими перед двумя кругами-окружностями. Черчвард считает, что нижняя окружность – символ метрополии Му, верхняя – Империи уйгуров.

Тюркологам известно, что два круга – это древняя тамга племени Аргун. Как отметили выше, первый круг изначально имел точку в центре, и это читалось как “ар”, “ару”, “аруг”, второй круг изображал солнце (кун, гун), вместе символы прочитывались как Ару (ар) гунн, “светлое или могучее племя Солнца, Востока, где рождается солнце” —дети Солнца. Выдающийся казахский ученый Алтай Аманжолов после многолетних изучений графики рунических надписей, сопоставив их с другими письменными знаками, пишет: “Тесная генетическая связь тюркских рунических знаков с ранними семитскими, древнегреческими, италийскими (этрусскими, пиценскими, мессапскими, венетскими, ретскими) и малоазийскими (карийскими, ликийскими, лидийскими, сидетскими) буквами объясняется тем, что тюркский рунический алфавит, прошедший весьма длительный путь развития, по-видимому, непосредственно восходит к древнейшему общему источнику алфавитных письменностей. Таким источником могло быть какое-то раннее логографическое или алфавитное письмо III-II тысячелетий до н. э. П.М. Мелиоранский допускал мысль, что тамги племен древних тюрков послужили основой появлению алфавита (П. М. Мелиоранский. “Памятник в честь Куль тегина” ЗВО, СПб, 1899 г. Вып. II, III, т. XII, стр. 47). “Ару”, “Аруг” на праязыке тюрков название Солнца. Казахи и сегодня говорят “ару кун”. У народов древней Месопотамии “Ар” означало солнце, у древних египтян – “ра”, которые одинаково изображали его символом О. Автор книги “Исчезнувший континент Му” называет имя царя царей Ахау (с.156).
Это самое почитаемое тюрками имя не забыто и сегодня. Казахи перед тем, как петь, начинают с долгого протяжно-призывного настроя голоса словом “Ахау”. По предположению некоторых исследователей, царь “Ахау” является представителем древнего племени аргун, перед чьей родовой тамгой сидят изображенные на ковре (Журнал “Парасат”, 1988 г., № 8, стр. 27-28). Оказывается, слово “Ахау” есть и у американских индейцев, в языке которых обнаруживаются много совпадений с тюркскими словами. На языке народа Майя оно означает “владыка”, а вода — “мулук”. Мѕлук с тюркского дословно переводится — сокровище, но настоящим сокровищем в действительности является вода. У народов майя значение воды полнее и точнее.
Исследователи по-разному выводят сохранившиеся древние названия из разных основ. Ясно одно: рассматриваемые выше названия близки к тюркскому языку, они сохранили значение без изменения до наших дней, угадывается без труда их азиатское происхождение, прослеживается сходство с оставшимися в памяти преданиями, легендами тюркских народов, сохранившихся в эпосах и фольклорах. Происходившие в них действия находят отражение в записях летописцев, историков сопредельных стран. В своде зорастрийской книги, в Авесте помимо областей с земледельческо-скотоводческим населением, упоминаются районы с кочевыми и “степными” племенами. По сообщению о стране Ари[анам] вайджа (арийский простор), зима там длится 10 месяцев, а лето – лишь два. В Авесте также упоминаются Среднеазиатские города Хваризам (Хорезм), Сугда (Согда) и города Зеравшанской долины. Древнее название г. Герата — Ари ана. В. Б. Хеннинг, которого трудно заподозрить в тюркских пристрастиях, указал на ряд уникальных соответствий между языком Авесты и лингвистическим материалом, зафиксированным в средневековом Хорезме. Как известно, средневековый Хорезм, как и в античные времена, был населен отдельными племенами и родами аругов (ариев), туранцев, гуннов и другими предками древних тюрков—прототюрками.
Аруна, Ариана (Ари-ана) в ведийской и индуистской мифологиях – божество рассвета, которое изображалось в виде колесничего Солнца, пребывающего на Востоке. Ари (Ару)-ана тюркское слово, дословно переводится —светлоликая мать. Сын Аруны Кадру носит тюрк-ское имя и переводится как “уважаемый”, “дорогой” (кадыр, кадырлу). Аргуна (Arguna), в древнеиндийском эпосе “Махабхарате” – третий среди братьев-пандавов, он сын [Кун]ти, т.е. Солнца (“кун” – солнце). В “Авесте” Ахура-Мазда—Бог света. На тюркском это дословно звучит так: вечно ярко горящий или вечно дающий свет. Буквальное значение ахура — до конца, вечно, мазда — ярко гореть. Преобразования характеристик Ахура-Мазда и Апам-Напаты, встречающиеся в индоарийских преданиях, по всей вероятности связаны с размежеваниями между постепенно обособлявшимися ариями, на рубеже, по определению исследователей, 3—2 тыс. до н. э. Апам Напаты тоже раскладывается на части: Апам Нап аты, что на тюркском означает — мать по имени Нап (апам — мать, аты — имя).
В одной из наиболее поздних частей “Авесты” — “Вендидаде” — содержится материал, относящийся к ранним слоям мифологических представлений зорастрийцев Ирана. В “Вендидаде” гл. I п. 2 говорится: “Во-первых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахурмазда, сотворил: Арьянам вайджа с [рекой] Ванхви Даити”. Нам известно, что география указанных мест, Арианам вайджа (джайла) — арийский простор, реку Урал античные историки называли Даити, Даикс т. е. Джаик, Яийк (Север Каспийского моря, Казахстан). Изображения солнцеликих людей-божеств на скалах повсюду встречаются в Казахстане и на просторах Евразии. В древности это изображение являлось тамгой–гербом этих народов (Ару, Аругов (Ариев) или Ару гуннов, Ак гуннов (Эфталитов). В настоящее время эта тамга сохранилась у племен тюрков, в т. ч. у аргунов. Тамга О О читается ар (О) и гЅн (О) — рисунок солнца. Науке достоверно известно, например, что в XVIII–XVI веках до н. э. в степях Сары-Арки существовала одна из древнейших цивилизаций Ариев (Ару гуннов). Поиски прародины арийских племен ученые давно ведут именно в Евразийских степях. Первой страницей истории древней казахской земли является эпоха аругов, ару гунов (аргунов), ариев, считают ученые Казахстана. Предположение ученых, что степь, находящаяся к востоку от Волги, называемая тюрками (казахами) — Сары-Арка, была издревле центром исторической активности человечества (Б. Мэри. “Зорастрийцы. Верования и обычаи”. М., 1987 г., стр. 3), подтверждается и археологическими находками, и письменными свидетельствами историков. В записях персидских историков упоминается, что издревле, до нашей эры, территории Северного Кавказа, Приазовья, равнины между Волгой и Уралом были заняты предками кочевников-тюрков, южная орда была известна им под именем белых гуннов (ак, ару гуннов), а северная часть под названием черных (кара) гуннов. Позже в славянских источниках их именовали под общим этнонимом печенегов, черных колобуков.

На территории Сары-Арки, в Кустанайской и Челябинской областей, ученые сделали сенсационные открытия. Здесь археологами обнаружены развалины около двадцати древнейших поселений. Открытие названо “Страной городов”. Самый изученный из этих городов – Аркаим, Синташ. В научных кругах имеется суждение, что поселенцы “Страны городов” были носителями идеи и знаний, которые позднее были заложены в основу “Авесты” и “Ригведы”. Изучив язык гимнов, сложенных легендарным Учителем Зоратуштрой, исследователи пришли к выводу, что описанная в них география вполне совместима с исторической географией этого региона: здесь есть своя святая гора Хара и семь рек, и озеро Варукаша. Кама — бог любви в Древней Индии, а также в индуизме. Он считается сыном бога Вишну и его жены Лакшми, а на земле ариев, где зима длится 10 месяцев, Кама — река, многоводный приток Волги. Такое название сохранилось и в Новосибирской области, Кама — река, правый приток Оми. В одном из мифов Древней Индии арийское божество Ушанас, соответствующее Венере, носит название на санскрите Шукра. Ушанас с тюркского языка означает ѕш анас: ѕш — три, анас (анасы) —матери, то есть имеющий или родившийся от трех матерей. Имя Кришны, одного из главных героев эпоса “Махабхарата”, старинная легенда связывает с приходом с “далекого” севера белокожих ариев (на тюрк. арий, ару означает светлый). Привел их сюда согласно легенде царь Канса, возможно не царь, а царица — канша (ханша). На тюркских языках (на разных диалектах) слово царица звучит как Канша, Канса, Ханша. «До прихода сюда ариев, — говорится в легенде, — родился от богини черной цивилизации мальчик.» Мальчику дали имя Кришна, что на санскрите означает черный. Тюркское (казахское) слово Dhyana одинаково означает и на санскрите, и на тюркском созерцатель. Белокожие арии привезли с собой немало привычных им названий с Арийского простора (Ари анам вайджа). Arguna (Аргуна), Кама, Гиндикуш (Кiндiк кѕш), [Аргун]даб и множество других этнонимов и этнотопонимов. С немалой уверенностью к этому можно добавить и название реки Синд ( варианты Синди, Синдик). В Пакистане это — провинция, река Индии, этнотопоним Дар Синди означает уроженец Синда, прибывший из Синди или тюркский Сиундiк (этноним одного из родов племени Аргун, в Махабхарате — Argun). Здесь на просторах Ари-анам вайджа (Евразии), Сары-Арки, считают в научных кругах, находится родина Зоратуштры. Здесь дали благословение ей на вечность и пожелание на высокий и дальний полет. Об этом говорит ее имя. Зоратуштра раскладывается на части и состоит из нескольких слов с тюркским значением, сакральная семантика которого означает вечность, могучему полету мысли —Зор-ат-уштру! Зор — великий, славный, ат, аты — имя, известность, Ѕштру — полет. Зор-астра и Зор-ат-уштру на тюркском (казахском) дает одинаковое понятие. Как видим название Ари ана постепенно вместе с аругами перемещается на юг, на территорию современного Афганистана, Ирана. Весь этот регион указывается под названием Ари ана. У персов в связи с этим появляется второе название —Ариана, Ирана, (Иран). В 12 главе, наиболее древней части “Авесты”, речь идет о Зорастрийском символе веры—Амешаспанда (Амешаспанда — небожитель, от тюркского Амеш — имя божества, аспан — небо, аспанда — небожитель, вместе Амеш небожитель). В Зорастрийском тексте “Бундахиши” (“Сотворение основ”) демон грома носит конкретное имя Аспенджаргак, что дословно на тюркском (казахском) означает небо раскалыватель, аспен (аспан) — небо, джаргак — раскалыватель (“Зорастрийские тексты. Бундахиши”. М., 1997 г., стр. 274). В тексте говорится, что во время битвы с устроителями дождя от тяжелого удара палицы Аспенжаргака появляется гром и молния. В древнеиндийской мифологии говорится о семи мудрецах Ангирасах, отличавшихся дивным пением. Из тюркского значения слова Ангирасы можно понять, что они отличились не только дивным пением, но и были дивными сочинителями музыки. Ангирас состоит из двух слов и раскладывается на тюркское ён(ан)— музыка и гурас(гирас) — сочинитель, по-современному композитор. Как видим семантический спектр выше приведенных терминов, которыми обозначены в древних памятниках названия, имена в текстах, они были употреблены при описании или передаче конкретных случаев, ситуаций. Они не только соответствуют описываемому событию в тексте, но еще ярче конкретизируют его, раскрывают суть.
Эпос Махабхарата тоже имеет связь со “Страной городов”. Имена главных героев этого эпоса Джараткару, Аргуна (Арджуна). Кто такой Джараткару? С тюркского значение его переводится как “Создатель”, “Творец”. Он отец святого Астика (закрома), который спас жизнь змеи Токшаке (достаток), когда Джарнемеджая, совершая свое великое жертвоприношение, взялся притеснять змеиный род (в казахских преданиях род джылан-бапы). Мифы и легенды древних греков появление г. Афины тоже связывают с змеиным родом Кекроп. Основатель афинского акрополя по древней легенде получеловек-полузмея. “Афиняне в древности верили, — гласит легенда, — в свое происхождение от змеи или от предка змей“. В древности правители народов Востока на царской короне и диадеме помещали изображение змей-айдаhаров, которому дали название Yрей. Они верили, что она отпугивает враждебные царю силы. Yрей на тюркском (казахском) означает паника, страх, в этом значении казахи и сегодня употребляет это слово.
В Надписях Ашоки, в древнеиндийском памятнике эпиграфики, высеченном на скале, есть “Указ о расколе”, где есть такая запись: “Наперсник богов говорит. Сановникам Каушам[би] должно быть сказано: община (пусть будет) едина. В общине не допустим (раскол). (Если же) монах или монахиня будет раскалывать общину, то, заставив надеть белые одежды, надлежит поселить (такового) вне обители монахов. Ведь такова моя воля, чтобы община была едина и долговечна.” Сакральная семантика слова Каушам[би] — призыв к неразделимому объединению. Тюркское (казахское) значение Каушам (варианты Каушу, Кауышам, Каушамби), дословно означает неразделимое объединение. Как видно, содержание Указа соответствовало названию общины, т.е. тому, какой смысловой нагрузкой наполнялось на древнетюркском языке это слово. Или надпись на колонне из Нигалисагара: “Царь Пиядаси, наперстник богов, через четырнадцать лет после помазания ступу Будды Конак[аманы] приказал увеличить вдвое. И посетив через (….) лет после помазания, сам посетив, (то место) почтил и приказал (колонну из камня) воздвигнуть.” Название ступы Будды [Конак]аман чисто тюркское и состоит из двух слов конак — гость, аман — в здравии. Дословный перевод означает: Будде — гостю здравие или нашему гостю Будде вечное здравие. Как видно, народы и племена, оставившие после себя неподвластные времени памятники, шедевры искусства, говорили со своими потомками на одном языке, без нарушения существующего синтаксиса языка. Или санскритское dhyeana — созерцатель, тюрки произносят это слово диуана, значение такое же. Профессор С. Аманжолов пишет: “Когда речь идет о древнетюркском обществе и о его языке, мы не должны забывать о первоначальном ядре этого общества, соответственно этому и об основном стволе тюркского языка, ибо язык не отделим от своего носителя.»

Шах-Мурат КУАНГАНОВ
(Окончание следует)

Hosted by uCoz