Имена

Он вновь садится за рояль, снимая с клавишей вуаль.

Эстрадный пианист-импровизатор. В его репертуаре более 600 мелодий — как зарубежных, так и отечественных. Без помарок исполняет композиции от Поля Мориа до «Битлз», музыкальные произведения из кинофильмов, а также сочинения казахских композиторов. Его сценическое имя — Рафаэль.

Такова краткая характеристика одного из ярких представителей музыкальной элиты Алматы. Вот именно — краткая биография Рафаэля Гаязовича Байдалина куда как насыщеннее, начиная с того момента, когда oн закончил Алматинскую государственную консерваторию по классу композиции профессора Газизы Жубановой. С тех пор и начался его творческий подъем. Взлетом его не назовешь, поскольку 18 лет на пути больше встречалось различных терний. Лет эдак 15 назад различные средства массовой информации считали престижным открывать молодые таланты. Ныне покойный композитор И. Кажгалиев порекомендовал обратить внимание на неплохие данные Рафаэля Байдалина. Наше знакомство с визави маэстро состоялось в музыкальном салоне, который, как говорят коммерсанты, держал в то время Рафаэль. «Салон» (по улице Тулебаева), пожалуй, звучит несколько напыщенно: так - небольшая, в арендованном помещении, лавка, которую завсегдатаи называли «Музыкальной шкатулкой». Значимость ее заключалась в том, что здесь собирались не только меломаны. Частенько захаживали и известные люди - представители музыкальных сливок общества.
— Порой, - вспоминает Рафаэль, - в их присутствии я испытывал жгучее чувство стыда. Вот, мол, до чего докатился сын известной в Казахстане и за его пределами певицы (Розы Байдалиной), любимый ученик самой Газизы Жубановой — до торговли грампластинками, лазерными дисками и аудиокассетами. Но, к счастью, многие к моему неожиданному амплуа относились с пониманием. Надо было строить дом, кормить семью.
Сочинять музыку, например, к стихам Агнии Барто или дедушки Корнея Чуковского он начал с 5-6 лет. В 10 лет, еще толком не зная ни нотной грамоты, ни законов композиции, он сочинял уже более обширные произведения. Кстати, не подражая никому, являя свое видение мира. В музыкальном училище Рафаэля звали Композитором, поскольку его произведения исполнялись на различных вечерах тогдашних начинающих, а ныне звезд казахстанской эстрады.
Ну, а творчество? Его Рафаэль не оставлял ни на один день. Вернее, ни на ночь, стараясь сгруппировать семь капризных нот так, чтобы получилось то, чего не было ни у одного композитора. Например, по достоинству оценили специалисты-музыковеды (в частности, Юрий Аравин) «Четыре магнитофонных альбома электронной музыки», «Полигон-проект», «Восточный альбом”. Но особенно впечатлили слушателей концерт для синтезатора и симфонического оркестра «Звездные войны» и «Фантазия для струнного оркестра». Это уже можно было назвать успехом.
— Музыка - это главное из того, чем я живу, - говорит Рафаэль Гаязович. — Но я не фанат: уделяю внимание и семье. Моя дочь Сабина, например, учится в шестом классе музыкальной школы.
Байдалин не просто живет. Он творит - много и беспрестанно.
Попробовал себя и в жанре эстрадной песни. Получилось. Его творческие изыски воплощают на сцене Нагима Ескалиева, Ербол Шакеев, Гульбахрам, Василий Семский и другие исполнители. Например, «Реквием композитору» (посвященное рано ушедшему Тлесу Кажгалиеву) в исполнении Нагимы Ескалиевой неизменно завораживет всех, кто присутствует на ее концертах.
Недавно на телеэкране КТК «крутили» клип Рафаэля, отснятый под руководством режиссера и сценариста Ольги Панченко. Плюс вышел первый аудиоальбом с композициями Байдалина на темы «Битлз», «Роллинг Стоунз», Поля Мориа, «Куин», «Вингс» и других. Тут не просто копирование, а творческое видение того, о чем хотели поведать знаменитые музыканты и исполнители. И опять по нотной бумаге стремительно скользит перо. Продолжается творческий процесс - без границ, без конца и без края. Не всегда успешно, как и у всех творческих людей. Но у Байдалина есть мощный и надежный союзник - желание сегодня сделать лучше вчерашнего. Даже, к примеру, это чувствуется, когда он берется за исполнение уже широко известных произведений как авторов прошлого, так и композиторов нынешних. Он не повторяет их с методичностью «заводной игрушки». Байдалину дано тонко чувствовать то, что хотел выразить, сообщить людям композитор, добавляя, превнося в его произведение свежесть мысли и разнообразие оттенков, музыкальных тонов. В том-то и состоит суть творчества композитора-импровизатора. И это по достоинству оценили многочисленные слушатели Рафаэля Байдалина.
В музыкальном училище Рафаэля звали Композитором, поскольку его произведения исполнялись на различных вечерах. Таковых накопилось немало. Жаль, что они безвозвратно утеряны. Дело в том, что перед самым выпуском, Байдалин... уничтожил все ранее написанное, посчитав свои творения мелкотемными, ходульными и тусклыми.
— Об этом очень сожалела мама, — говорит он. — Только не я. Нет, сочинять не бросил. Просто понял, что к своему творчеству надо относиться серьезнее, вдумчивее, в мире звуков находить такие, которые бы трогали душу.
Прав ли тогда был Рафаэль - ему виднее. После окончания училища, Байдалин выкинул еще один, по мнению многих, странный номер: уехал работать в Семипалатинскую область - учителем музыки в одну из тамошних школ. Но вскоре понял, что и эта стезя не для него. Рука невольно тянулась к нотной тетради. Однако, опять получалось совсем не то, что задумывалось. Школу пришлось оставить - предложили работу аккомпаниатора в областной филармонии, где он поднаторел в игре на фортепиано и электроклавишных инструментах. Там его и увидели приехавшие на гастроли Газиза Жубанова и Куддус Кожамьяров. Для Газизы Ахметовны Рафаэль сыграл несколько своих вещей.
— Ждем, - сказала она, - на приемные экзамены в консерваторию.
И он, блестяще выдержав их, был зачислен в класс композиции самой Газизы Ахметовны, которая славилась еще и тем, что умела в своих учениках разглядеть будущих настоящих музыкантов.
Так, на выпускном вечере симфонический оркестр под управлением Толепбергена Абдрашева исполнил первое крупное сочинение Рафаэля – “Двойной концерт” - импровизацию для саксофона и фортепиано с оркестром.
Дебют молодого композитора сразу же заметили в музыкальных кругах Алма-Аты. Например, первый секретарь Союза композиторов Казахстана Гали Рахмадиев предложил вчерашнему студенту заведование кабинетом звукозаписи при Союзе композиторов. Вот тогда-то Байдалин близко узнал звезд оперы и эстрадных подмостков.
В работу Рафаэль окунулся буквально с головой. Надо ведь обладать незаурядным вкусом, чтобы записывать все самое яркое, талантливое для пополнения государственной фонотеки.
За пять лет было сделано немало.
Когда-то в репертуаре Михаила Звездинского была песня с такими словами:
Когда сажусь я за рояль,
Снимаю с клавишей вуаль...
Наверное, имелся в виду налет времени, его невидимая вуаль. На инструменте, которым владеет Рафаэль нет паутины, налета времени, поскольку его девиз: «Завтра лучше, чем вчера».

Александр СТОЛПОВСКИЙ

Hosted by uCoz