Postcriptum

ПРАВДА О ГИБЕЛИ ВИКТОРА ЦОЯ.

«В моем доме не видно стены,
В моем небе не видно луны.
Я слеп, но я вижу тебя.
Я глух, но я слышу тебя...
Я не сплю, но я вижу сны,
Здесь нет моей стены.
Я - нем, но ты слышишь меня,
И этим мы сильны».

Виктор ЦОЙ.

…Кому-то нравился и он, и его песни, кому-то нет. В то время, как родители ругали его, дети не переставали восхищаться своим кумиром. И никакие доводы – мол, нет рифмы, нет музыки – не проходили по крутым извилинам молодежного подсознания. Не проходили потому, что «он один из тех, кто видел, что происходит внутри нас, и рассказывал нам об этом. Мы ему верили, мы ему доверяли», - по крайней мере, именно так до сих пор говорят фанаты Виктора Цоя.
Присущий Виктору при жизни ореол таинственности стал еще более заметным после его смерти. Он ушел, находясь на самом пике своей популярности, так и не поставив точку. Для искренне любящих его людей он оставил мучительную загадку в виде постоянно терзающих вопросов-версий - самоубийство? Для некоторых же Виктор поставил многоточие, которое вряд ли когда-нибудь удаст-ся заменить точкой, открыл скобки, которые не смогут закрыть (а если кто-нибудь и попытается, то не дадут).
Но, как бы там ни было, вся жизнь Виктора Цоя – это обрывок пленки. Теперь - только прошедшее время. Отныне — концерты, посвященные памяти, публикации творческого наследия, броский эпитет… Виктор Цой погиб в один из самых плохих дней года — так показывали звезды. Если бы не погиб Виктор, все бы обошлось. Но звезды его не обманули. И это уже для нас обрыв пленки. Мы, как всегда, бессильны. Мы способны оплакать, можем, наконец, найти слова, которые теперь нужны только нам, но все это уже оправдание. Ведь неправда, что он «с нами будет вечно» - только с самыми близкими. Со всеми остальными, с нами – больше никогда. Можно включить магнитофон, услышать голос Виктора, увидеть его лицо в кино. Можно вздохнуть, покачать головой, закурить. Можно помянуть. Нельзя только склеить обрывки пленки…

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ.

«Белый снег, серый лед на растрескавшейся земле», - пел Виктор в одной из своих самых популярных песен. Точно так же можно охарактеризовать недолгую, но яркую, как промелькнувший метеор, жизнь Виктора Цоя.
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде, в семье инженера. Детство Виктора, как впрочем и более поздние периоды его жизни, прошли также в Ленинграде, где он по окончании восьми классов поступил в художественное училище. Несмотря на то, что Виктор был талантливым художником, спустя некоторое время его выгоняют из училища за неуспеваемость и, как любили говаривать в «стародавние» времена, - разгильдяйство. Это был конец 70-х годов, и нужно полагать, что уже тогда Виктор начинает формироваться как музыкант и поэт, хотя такой неординарный талант не мог формироваться в какой-то строгий отрезок времени, но юность - пора становления характера, а стало быть, и своего взгляда на мир, а своеобразность таланта Виктора как раз и заключается в его взгляде на хаосный суетный мир. Наступает 1981 год, и осенью Цой создает свою первую группу «Гарин и гиперболоиды». В ее состав вошли: А. Рыбин (гитара), О. Валикский(ударные) и, конечно же, сам Виктор, игравший на гитаре. Однако, в начале 1982 года барабанщик уходит из группы, и оставшиеся Цой и Рыбин переименовывают теперь уже акустический дуэт в «Кино». Возможно, что «Кино» никогда не стала бы популярнейшей группой в стране, если бы не одно событие, произошедшее в том же 1982 году. Все дело в том, что именно тогда песни Цоя попали к мастеру подпольного искусства рок-н-ролла - Борису Гребенщикову, которому настолько понравились песни Виктора, что он помог ему с дебютным выступлением в ленинградском Рок-клубе и с записью первого альбома. «Герой» Цоя обходится малым - дворы, подъезды, улицы, - казалось бы, совсем простой набор слов, но такой создается мощный поэтический образ, такое обаяние... «По тонкости ничего равного песням Цоя не знаю...»- скажет Борис Гребенщиков позже.
— Поначалу он учился неплохо, а потом так – посредственно, – вспоминает отец Виктора Роберт Максимович. - Наверное, неинтересно было. Вот художественное дарование в нем рано обнаружилось — он еще совсем маленьким неплохо рисовал. Поэтому мы с четвертого класса определили его в художественную школу. А после окончания средней школы Витя поступил в Серовское художественное училище. Правда, года через полтора его оттуда выгнали.
— И гитара была причиной?
— Конечно. Мы-то думали, что он по художественной линии пойдет — раз талант есть. А он вдруг увлекся музыкой. Собственно, бренчать на гитаре я его уже тогда научил, но он тут уж сам пытался что-то сочинять. Помню, запрется в ванной, чтобы мы не слышали, и играет. У него тогда голос «ломался», вот он и стеснялся. Даже нас. И все у матери спрашивал: «Почему же у меня голос такой высокий, как у девчонки?»
— Его образование закончилось сразу после художественного училища?
— Нет, Витя поступил еще в вечернюю школу, недели три проработал штамповщиком на заводе. Затем учился в ПТУ и получил там специальность резчика по дереву. Его распределили на очень хорошее место — на реставрацию Екатерининского дворца. Но Вите уже было не до этого — он целыми днями пропадал в рок-клубе.
— Были ли у него увлечения, кроме гитары?
— Любил читать книги — к этому его мать приучила. Особенно много Витя прочел книг из серии «Жизнь замечательных людей» — может, они как-то сформировали его как личность.
— Когда он начал курить, у вас в семье не было скандалов?
— Нет. Так бывает, наверное, когда дети начинают курить рано, лет в двенадцать, и делают это тайком от родителей. Витя же закурил, когда был уже достаточно взрослым, сразу в открытую, и мы не запрещали ему это делать.
— А бывало ли, что он приходил домой пьяным?
— Я знаю, что многих ребят, особенно по молодости, тянет к выпивке — прямо-таки других забот нет, кроме этого. А он другим был занят, и вино его совершенно не интересовало. Конечно, иногда с друзьями посидит, выпьет. Но меру всегда знал.
— Вам нравились его песни?
— Откровенно говоря, когда он только начинал, я не воспринимал это серьезно. Тем более, что для меня, взрослого человека, его песни, конечно, не были близки. Думал, это — так, мальчишество какое-то. А вот Гребенщиков сразу что-то нашел в его песнях и помог на первых порах. С тех пор Витя целыми днями стал пропадать в рок-клубе, и мы виделись с ним реже и реже. А когда он женился — и подавно.
— В печати обычно упоминаются имена двух женщин, которые были близки Виктору.
— Марианна — его жена, что называется, по паспорту. Они познакомились в начале 80-х, спустя несколько лет поженились. А в 1985-м у них родился сын Саша. Но в последние годы Виктор жил с другой женщиной в Москве. Витя собирался официально оформить развод и жениться на Наталье, с которой познакомился еще на съемках «Ассы», но Марианна тянула с этим, и он так и не успел ничего сделать.
Да, Виктор Цой не успел сделать очень много. Жизнь отвела ему на все про все всего 28 лет…
Виктор Цой не любил давать никаких интервью, потому что, как он сам говорил, вопросы все одни и те же, часто глупые, а напечатанные ответы совсем не совпадают со сказанным на самом деле. Однако пусть редко, но беседовал с журналистами.
«...«Кино» — это образ жизни... Лично я стараюсь заниматься именно поп-музыкой, а не роком. Да, я занимаюсь поп-музыкой. Музыка должна охватывать все: она должна, когда надо, смешить, когда надо, веселить, а когда надо, и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать огромные аудитории...
...Так получилось: как только началась гласность — все как с цепи сорвались говорить правду. Это было очень популярно. А в наших песнях нет никаких сенсационных разоблачений, но люди по привычке пытаются и здесь найти что-то эдакое...
И вот что мне хотелось бы сказать: в последнее время появилась такая тенденция в прессе и т. д.— Виктор Цой и группа «Кино». Почему Цой и группа «Кино»? Непонятно. Мне эта тенденция очень не нравится, и я бы хотел, чтобы этого не было. Мы делаем все вместе, и проводить разделение не надо. Группа должна оставаться группой всегда и везде. Мне так кажется, вернее, я в этом уверен».
Жизнь расставила все по своим местам, и группа группой не осталась. Канули в Лету былые успехи и завоевания, кануло в Лету само «Кино».

НАЧАЛЬНИК КАМЧАТКИ.

Продолжительность звучания первого альбома «Кино» - 43 минуты. Без долгих раздумий так был назван и первый альбом группы - просто –«45». Он включил в себя цикл песен, которые Цой исполнял просто на гитаре, а подыгрывали ему музыканты из «Аквариума» и Алексей Рыбин. Продюсером «45» стал Б. Гребенщиков. Создавался альбом в обычных для любого советского рок-музыканта условиях - без хороших инструментов, профессиональной звукозаписывающей аппаратуры и студий. Однако, этот альбом стал основой для всего последующего творчества Виктора, отправной точкой. Этот альбом выделялся из других работ советских рок-музыкантов уже только тем, что затрагивал вопросы молодых, говоря их же языком. У Цоя появились постоянные слушатели, сформировалась своя аудитория. Говоря о самих песнях, нужно прежде всего отметить их простую музыкальную основу и ясные тексты. Уже в этом первом альбоме Цой определяется как рассказчик (его песни - это небольшие рассказы о жизни молодого человека), как лирик и даже как мелодист (в песнях «Я посадил дерево» и «Просто хочешь ты знать»).В том же 1982 году состоялось дебютное выступление «Кино», в котором Цою помогали Михаил Васильев и Андрей Романов из «Аквариума» .Второй магнитоальбом «Кино» – «46» – выходит в начале 1983 года и является фактически развитием темы первого альбома.
В 1984 году «Кино» записывает весьма интересный альбом «Начальник Камчатки». В названии альбома обыгрывается название кочегарки, в которой тогда работал Виктор - отсюда двусмысленность названия. Интересно, что именно этот альбом породил первую волну популярности «Кино», очень многие узнали о существовании группы именно после записи этого альбома. Так что же представляет собой этот альбом? В сравнении с «45» можно отметить, что песни стали более зрелыми, как инструментально, так и в плане текстов. Цой встает перед нами уже не подростком, говорящим о себе, а человеком со складывающимся мировоззрением, имеющим свое, не зависимое ни от кого мнение. Тексты этого альбома в большинстве своем многослойны, имеют свои подтексты. «Начальник Камчатки» вполне определяет имидж «раннего» Цоя - романтичного молодого человека. Интересно, что Цой в этом альбоме представил, наверное, единственную в его творчестве психоделическую вещь – «Транквилизатор», хотя нужно сказать, что дух этой песни пропущен через весь альбом, и что «Начальник Камчатки» - первый альбом, состоящий не просто из отдельных песен, а передающий настроение. «Мама, я узнал свое утро», - пел Цой, и это действительно так - эта работа - определенный этап в творчестве Виктора.
После альбома «Это не любовь» «Кино» записывает альбом «Ночь», работа над которым велась еще в 1984 году. По признанию самих музыкантов, эта работа - своеобразный «антоним». Виктор не афишировал этот альбом, но в 1985 году звукорежиссер Андрей Тропило(кстати, довольно вольно распоряжавшийся записями ленинградских музыкантов) свел звуковые дорожки и в 1988 году «Мелодия» выпускает «Ночь». Это было настоящим пиратством.
И вот, наконец, в начале 1988 года выходит следующий альбом «Кино» - «Группа крови». Сначала нужно рассказать, в каких ужасных условиях он создавался. Запись велась в жилой комнате на 10 кв. м площади и производилась на четырехканальный магнитофон «Ямаха». Однако эта работа стала воистину пиком всего творчества «Кино». Спектр звучания группы стал намного богаче: был применен синтезатор (в группе появился клавишник Андрей Сигле), запись микшировал звукорежиссер Алексей Вишня. Заметно улучшилась техника игры всех музыкантов.
Именно этот альбом разогрел вторую волну популярности «Кино». В «Группе крови» уже видно личность, уверенную в своих силах. Это уже философские размышления, достойные внимания. Последняя песня альбома «В виде связок» - развернутая картина, яркая и печальная, дающая повод для размышлений, для рассмотрения творчества Цоя уже в ином спектре.
Была в жизни Виктора еще одна тенденция. В 1985 году судьба сводит Виктора со студентом ВГИКа Рашидом Нугмановым. Итогом этой встречи стали съемки Цоя в дипломном фильме молодого кинорежиссера «Йа –хха». А в 1988 году Нугманов приглашает Виктора на главную роль в фильме «Игла». Как позже говорил Рашид, «главный герой и есть Цой. Там нет никаких актерских канонов, нет актерской игры, потому что он просто-напросто не актер. Виктор не знал и не хотел знать, в чем заключается «актерское мастерство». А я от него этого не требовал. И в фильме нам оставалось только веселиться по сценарию».
Потом была «Асса», потом – «Дети Солнца», который так и остался в проекте, потом – смерть Виктора…
Джоанна Стингрей, американская певица и большой друг В. Цоя, как-то заметила: «...в самолете он сказал мне, что добился всего, чего хотел в жизни, что он счастлив... И единственное, во что мне остается верить,— это что на то была Божья воля, что такова его судьба…»
«А потом придет она, собирайся, скажет, пошли,
Отдай земле тело,
Ну а тело не допело чуть-чуть, ну а телу не додали любви,
Странное дело.
Там за окном - сказка
с несчастливым концом,
Странная сказка».
(«Странная сказка», 1989 г.)

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ.

Виктор. Он жил среди нас, нес нам свои песни, свое творчество. Его талант был близок и понятен многим. И что еще можно добавить! И нужно ли! Что изменится! Но почему тогда люди спрашивают, как погиб Цой! Кто виноват!? Загадок стало бы меньше, если бы средства массовой информации, не гоняясь за сенсацией, изначально дали исчерпывающий ответ.
Тукумс – тихий провинциальный район Латвии в полутора часах от Риги на электричке. Далеко позади опрятные особнячки—дачи Юрмалы. Здесь нашел свое последнее пристанище легендарный рок-музыкант Виктор Цой.
Тот звонок, 15 августа, в дежурную часть Тукумского райотдела, как и любой другой, ничего хорошего не предвещал. Житель хутора Дреймани А. Нейманис взволнованно сообщил: недалеко от его дома примерно в 11.30 (по местному времени) легковой автомобиль темного цвета врезался во встречный «Икарус». Есть жертвы. На место происшествия—к 35-му километру дороги Слока—Толсы — выехала Э. Ашмане и старший инспектор ДПС Тукумского РОВД, старший лейтенант милиции Янис Элмарович Петерсон. Жаркое солнце буквально плавило летний день. Было очень душно, парило, будто перед грозой. Через полчаса милиция и «скорая» прибыли на место трагедии.
Зрелище ужасное: «Икарус-250» снесло с дороги в небольшую речушку Теитупэ, за мост. Хорошо, не было пассажиров. Водитель Я. Фибикс, работающий в талсынском отделении Латсельхозтехники, отделался легкими ушибами и испугом. Перед этим он отвез туристическую группу в аэропорт и возвращался обратно.
Новый «Москвич-2141» с номерами Я 6832 ММ мощным ударом был отброшен метров на 18, к мосту. Как говорят водители, смят в лепешку. Неповрежденным остался разве что задний бампер. При осмотре заметно, что удар был слева направо, спереди назад. Видно, передний бампер «Икаруса» прошел по капоту «Москвича» прямо в салон. Руль согнут, сбиты сиденья, разломан щиток передней панели. Рядом с машиной лежал молодой черноволосый парень. Без сомнения, умер мгновенно. По документам, которые нашли в салоне,— Цой Виктор Робертович.
Чуть раньше подъехавшая «скорая» стояла на обочине. Медикам ничего не оставалось, как засвидетельствовать смерть и отправить труп на судебно-медицинское обследование. Оно показало, что алкоголя в крови погибшего не обнаружено. Смерть наступила в результате аварии от многочисленных травм.
Единственный очевидец—Найманис—пояснил, что видел лишь мчащуюся по дороге с большой скоростью легковушку и слышал звук удара. Скорость «Москвича» точно определить не удалось, но, несомненно, она была не меньше 100 километров в час. Об этом отчасти свидетельствовало положение автомобиля после столкновения и отлетевший далеко в сторону двигатель «Москвича». На асфальте от удара остались выбоины и следы юза, по которым было несложно определить место столкновения, значит, легко было представить и процесс столкновения. Все параметры и данные тут же занесли в протокол, составили схему первичного осмотра места происшествия. В случае дальнейшего возбуждения уголовного дела, как известно, ее берут за основу. В «Москвиче» нашли три удочки, другие рыболовные принадлежности, магнитофон с колонками, инструмент, запасное колесо, документы, деньги и две маленькие рыбешки...
На повороте деревянный дом, чуть дальше еще один. Места красивые, до моря рукой подать. Последние годы Цой приезжал сюда отдыхать, снимал дачу в поселке Плиеньциемс.
— По моему субъективному мнению, — рассказывает следователь, ведущая тогда, тринадцать лет назад это дело, Э. Ашмане,— Цой задремал за рулем. Погода тому способствовала. Он возвращался с лесного озера, где с шести утра был на рыбалке. Это километрах в четырнадцати от места столкновения. Ехал на высокой скорости. Из-за поворота со скоростью 60—70 километров выехал автобус, которого он не заметил…
Из Тукумса до месте аварии дорога не такая уж и близкая. Петляет по лесу, огибает хутора. За очередным поворотом — тем самым — с горки вниз вынырнул этот мостик через Теитупэ. На мостике живые цветы, надписи, открытая пачка сигарет, спички, женская перчатка, косынка, пустая бутылка, стакан, фотографии Виктора, еще цветы...
Чтобы осталось поменьше вопросов, проработаем три версии: убийство, самоубийство, несчастный случай.
Уголовное дело следователь не возбуждала с согласия прокурора — «в связи с отсутствием состава преступления в действиях водителей». И, следовательно, судебно-медицинские, трассологические и прочие экспертизы не проводились. Но все же, как-то странно выходит, что человек способен задремать на скорости 130 километров в час (хотела бы я хоть раз увидеть водителя, который способен спать при такой скорости). К хутору Дреймани идет прямая ровная дорога. Можно и расслабиться, путь знакомый, от озера до дачи в Плиеньцимсе около двадцати минут езды. На этой дороге максимально разрешенная скорость—90 километров. Перед поворотом, метров за 100, установлен дорожный знак «Опасный поворот». Ясно, водитель обязан сбавить скорость, чего Цой не сделал, и что опять же свидетельствует о потере ориентации. След протектора от правого колеса его «Москвича» отмечен на правой обочине за 21 метр до мостика, от «кармана» автобусной остановки. Криволинейный. Через 11,5 метра после моста след круто выходит с обочины на асфальтированную часть дороги по направлению к точке столкновения. Следов торможения не обнаружено. К тому же вспомним, что в новом, переднеприводном «Москвиче» очень чувствительная рулевая система. Достаточно одного неверного движения на скорости (перестановка магнитофонной кассеты, например) и... Спидометр «Москвича» Я 8832 ММ остановился на 3400 километрах. Водитель Цой имел категорию В, то есть право управления легковым автомобилем. Водитель «Икаруса» Фибикс — профессионал, имеет все категории, работает на междугородных перевозках. Он сделал все, чтобы избежать удара. Значит, несчастный случай.

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: УБИЙСТВО.

Прежде, чем говорить об убийстве, стоит спросить: «Возможным ли было самоубийство?» Навряд ли. Творческий взлет Виктора Цоя, конкретные планы: подготовка нового альбома, главная роль в художественном фильме, гастрольное турне по Южной Корее, Японии — отвергают эту версию. Ему было 28 лет — только начал жить, выбравшись из угольных ям. Не подтверждается версия о самоубийстве и по той причине, что он вряд ли видел приближающийся к повороту автобус. И, наконец, не думаю, чтобы Цой сознательно подверг опасности пассажиров «Икаруса». Он был честен. Видимо, надо слишком плохо знать и понимать Цоя, чтобы однозначно утверждать, что он пошел на самоубийство. Виктор был предельно осторожный, сдержанный и не подверженный эмоциональным срывам человек. О нем в положительном смысле можно сказать - семь раз отмерит, прежде чем отрежет.
Последние два года его жизни складывались для музыканта более чем удачно: колоссальная популярность, съемки в фильмах, много гастролей, в том числе и зарубежных, деньги, наконец, любовь. К тому же на осень 1990 года у Виктора Цоя и его группы были запланированы очень выгодные гастроли в Японии. После записи нового альбома, который, несмотря на гибель Цоя, все равно вышел (счастливая случайность - в багажнике его автомобиля была обнаружена бобина с записью голоса Виктора), фонограмма не пострадала. Действительно, счастливая случайность. А может быть, и не случайность вовсе. Кто знает... Впрочем, как однажды сказал классик, рукописи не горят.
Вне всякого сомнения, самоубийство - это абсурд. Хотя не менее абсурдным кажется и несчастный случай. Цой просто не мог не заметить на абсолютно пустой дороге движущийся ему навстречу автобус. Виктор никогда не расслаблялся. Этому его обучал и погибший от пуль киллеров в Питере в 1995 году президент Ассоциации восточных единоборств, великий мастер боевых искусств Вячеслав Цой, у которого Виктор брал уроки карате и кунгфу. Не лишним будет отметить, что Виктор был неплохим учеником. Кстати, в совместные планы Виктора и Вячеслава входили съемки собственного фильма под названием «Цой в квадрате». Сбыться этому, к сожалению, было не суждено.
Хотя, если поверить результатам вскрытия и принять на веру, что Цой якобы заснул за рулем, все становится до банальности просто и сводится к обыкновенному дорожно-транспортному происшествию. Но верить ли такой версии экспертов-патологоанатомов? Что-то сомнения гложут, и сомнениям этим радоваться как-то не приходится. Что это за такая странная экспертиза, да еще с такими странными выводами. Опять же, почему не было сделано повторной экспертизы? Да и вдобавок надо, наверное, очень постараться, чтобы за десять-пятнадцать минут заснуть за рулем. Примерно столько времени требовалось от места рыбалки до встречи с автобусом смерти.
Все эти непонятности и странности, снежным комом налипшие непосредственно на факт гибели рок-звезды, подтолкнули еще к одному предположению, а не убийство ли это? И в этой связи сразу же появилось масса доводов:
- Виктора убили из-за денег. Слишком много у него их стало.
- Во всем виновата наркомафия, с которой Цой якобы был связан.
- Это точно убийство, потому что его убивают в фильме «Игла».
Высказывались и более серьезные аргументы, в которых фигурировали и смена продюсеров группы «Кино», и распределение выручки с гастрольной деятельности, и авторские права... Сейчас остается только гадать. А тогда, как говорится, по горячим следам, было не до поиска причин этой смерти. Падала скорбь большими слезами. Новая кровь лилась на асфальт…
Итак, убийство. Опять-таки навряд ли у Цоя были смертельные враги. А если бы, допустим, и нашлись, то способ и место - подобраны не лучшие. Стоящий на повороте дом и распустившиеся позади его деревья заслоняли едущих навстречу друг другу водителей. Это, скорее, вопрос к дорожникам. Практически водитель «Икаруса» не мог видеть стремительно приближающийся «Москвич».
Далее. На озере Цой рыбачил один. По крайней мере, других фактов нет. Следовательно, воздействия на него в виде яда, наркотиков и т. п. никто оказать не мог, (что подтверждает и исследование крови). Но, между тем, существует еще одно обстоятельство в этой запутанной истории, которое случилось уже после смерти Виктора.
Редакция одного российского журнала, подвязавшегося трудиться на ниве криминала, получила весьма странное послание от некоего Яниса из Риги.
«Буду краток. Мне не дает покоя, совершенный мной и еще двумя, не буду их называть, лицами 15 августа 1990 года. Единственное, в чем нахожу толику самооправдания, так это в тогдашнем незнании, во что ввязываюсь, потому как в тот день не знал, что общался тогда с еще живым Цоем. Я вообще тогда не знал, что есть такой музыкант.
Втроем мы подъ-ехали к месту, где, как нам сказали, он должен был в то утро ловить рыбу. Наша задача, за что, признаюсь, тогда нам неплохо заплатили, заключалась в том, чтобы взять его на испуг. Как нам и было обещано, он был один. Его мы узнали по имеющемуся у нас фотоснимку. Выйдя из своей машины, мы подошли к нему, и я сказал, что его сына похитили, и если он хочет увидеть его живым, ему придется проехаться с нами. Он абсолютно спокойно смотрел мне в глаза и произнес всего два слова: «Ну, поехали». Затем сделал два шага вперед, оставив нас как бы позади себя. Следующие его действия явились для нас, как будто загипнотизированных его спокойствием, полной неожиданностью. Третьего шага он не сделал. Вместо этого последовал молниеносный прыжок с разворотом в воздухе на 360 градусов и двойной удар обеими ногами. Я и один из нашей тройки тут же оказались в воде. Пока третий из нас помогал нам выбраться, он бросился в свой «Москвич», включил зажигание и рванул в сторону шоссе. Через пару минут мы рванули следом. А когда наконец настигли, застали лишь страшную аварию автобуса и его «Москвича». Признаюсь, такого исхода никто из нас не ожидал, и мы были вынуждены пуститься в бега».
Действительно ли описанные неким Янисом события имели место быть, или это вымысел офигевшего фаната – с точностью сказать не может никто. Но то, что в смерти Виктора много кавычек и скобок – яснее ясного. И, возможно, спустя еще пару десятков лет, мы, наконец-то, сможем узнать, что же на самом деле случилось тем августовским днем 1990 года. А пока…

«СМЕРТЬ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ ...»

Виктора Цоя похоронили утром 19 августа на Богословском кладбище в Ленинграде. Вечная память...
Виктор ушел вовремя, как это цинично ни звучит. Ушел, как уже говорилось, на самом пике своей популярности. Его песни были понятны практически всем. Они были любимы и поклонниками рок-н-ролла, и теми, кто предпочитает року попсу, блатняк, эстраду и так далее. Да, он ушел вовремя. Вполне могло получиться так, что сегодня, будь он с нами физически, его творчество было бы не интересным. Но Виктора нет. А память велика и огромна. По-прежнему «Кино» занимает высокие места в хит-парадах, переиздаются и хорошо расходятся альбомы этой группы, на песни Цоя делаются самые разнообразные ремиксы. Цой смотрит на нас с постеров и календарей…

Эльза ГРИН

Hosted by uCoz