Театр теней

«Я охранял сталина!»

«Раз народ недоволен…»

Мне хочется привести несколько при меров тёплого и заботливого отноше ния Сталина к народу, сотрудникам и ко мне лично.
Вспоминается мне разговор, который происходил в тридцатые годы между Сталиным и Молотовым во время прогулки в Сочи. Разговор шёл о пятидневке. В то время воскресенье, как день отдыха, было отменено. Народ работал пять дней, а шестой день был днём отдыха. Рабочая неделя была непрерывной, и все отдыхали в разные дни. Тов. Молотов сказал, что до него дошли слухи, что народ недоволен пятидневкой, так как ни семья, ни друзья не могут вместе собраться, встретиться, чтобы провести свободный день.
Тов. Сталин, услышав это, тут же сказал: «Раз народ недоволен, надо отменить пятидневку и сделать общий выходной день, как хочет народ. Надо объяснить это в печати и вынести решение». Что и было сделано. Тов. Молотов был в это время Председателем Совнаркома.
Интересовался т. Сталин и строительством жилого фонда. Следил, чтобы строили добротно и красиво, чтобы здания украшали город, а не уродовали его, чтобы народ получал светлые и удобные квартиры. В послевоенное время он внимательно следил за тем, чтобы своевременно и регулярно снижали цены на продукты. Командирам – участникам войны было разрешено на льготных условиях строить дачи для личного отдыха.

«Лучшие часы моей жизни»

О тёплом отношении к сотрудникам приведу такой пример. Однажды, во время летнего отдыха, один из сотрудников, охранявших территорию дачи, где отдыхал т.Сталин, заснул на посту. В его оправдание надо заметить, что сотрудников охраны у меня было всего девять человек, а территория была большая, вся в зарослях, и люди, конечно, уставали. Тов. Сталину доложили об этом, он вызвал меня и спросил, какие были приняты меры в отношении этого сотрудника. Я ответил, что хочу снять его с работы и отправить в Москву.
И.В. поинтересовался, сознался ли он в том, что заснул на посту. Я ответил, что сознался.
- Ну, раз сознался, не наказывай его, пусть работает, - сказал И.В.
После этого случая я провёл с сотрудниками беседу, увеличил охрану и таким образом дал возможность охране нормально отдыхать.
О заботливом отношении лично ко мне говорит такой факт. В 1948 году в Крыму во время отдыха т. Сталин вызвал меня и сказал, что к нему приедут семья, гости, их будет шесть человек (Готвальды). Нужно их обеспечить помещением, питанием и обслуживанием. Сами мы сегодня тоже переедем на какую-нибудь из свободных дач.
Вечером, как всегда на отдыхе, мы с секретарём Поскрёбышевым ужинали вместе со Сталиным. И.В. много шутил, делился воспоминаниями из своего прошлого, рассказывал о жизни в ссылке в Туруханском крае. Эти часы досуга, проведённые в обществе вождя, навсегда останутся в памяти, как лучшие часы моей жизни. Он так располагал к себе, что я всегда чувствовал себя с ним просто и свободно. Засиделись за ужином мы очень долго и тут же, не ложась спать, решили ехать на другую дачу. Разбудив шофёров, поехали в Ливадию.
Приехав в Ливадию, т. Сталин велел накрыть на веранде завтрак и пригласил шофёров и сотрудников охраны, которые сопровождали нас. Завтрак прошёл в тёплой дружеской обстановке. После завтрака т. Сталин и Поскрёбышев отправились отдохнуть, поскольку мы не ложились в эту ночь, а у меня нашлись дела. К тому же я был возбуждён этой беседой с вождём и спать не хотел.
Поспав несколько часов, т. Сталин попросил машину, чтобы поехать осмотреть дачу, которую мы решили приготовить для гостей.
Когда я подошёл к нему, он увидел, что вид у меня уставший, и, узнав, что я не ложился, не разрешил мне ехать с ним, а приказал немедленно лечь спать. Уйти я ушёл, но спать не мог, а на другой машине сопровождал его. Вернувшись домой, т.Сталин несколько раз спрашивал, спит ли Власик, и только на другой день вызвал меня и спросил, выспался ли я. Я извинился перед ним, он засмеялся. Я видел в нём поистине родного, близкого мне человека.
За двадцать пять лет работы у меня, конечно, были ошибки и промахи, и он со всей чуткостью и тактом разбирался в них и многое прощал мне, видя мою искреннюю неподкупную преданность и горячее желание оправдать его доверие.
Не грубо и жестоко, а бережно и внимательно относился Сталин к людям. Всем известно его тёплое и отеческое отношение к прославленному лётчику В.П. Чкалову. Вспомним его слова, сказанные Чкалову: «Ваша жизнь дороже нам любой машины». Слова, которые до глубины души взволновали этого мужественного, грубоватого с виду лётчика. Вспомним заботы Сталина о дальнейших его полётах.
Маршрут первого беспосадочного полёта Чкалова Москва – Петропавловск-на-Камчатке был подсказан Сталиным, как этап для подготовки беспримерного перелёта через Северный полюс в Америку. Сталин беспокоился за Чкалова, уговаривал его не торопиться с полётом через полюс, как очень опасным. Лучше тщательней проверить самолёт и материальное оборудование, чтобы в какой-то степени обезопасить полёт через полюс. И Чкалов отвечал ему горячей любовью за его внимание и заботу.
Вспомним, как на приёме в Кремле в Георгиевском зале в честь возвращения чкаловского экипажа из Америки после перелёта через Северный полюс эмоциональный Чкалов, рванув на груди гимнастёрку, воскликнул, обращаясь к Сталину: «Не только жизнь, сердце моё отдаю вам!»

«Сталинской улыбкою согрета…»

Любил т. Сталин животных. Однажды в Сочи он подобрал голодного бездомного щенка. Сам лично кормил его и заботился о нём. Но щенок оказался неблагодарным и, когда отъелся и окреп, сбежал.
Я привёл все эти факты тёплого и чуткого отношения Сталина к окружающим, народу в опровержение распространённого после его смерти утверждения, представляющего его как человека грубого и жестокого, бесчеловечного и беспощадного к окружающим.
Это – ложь. Таким он никогда не был. Он был прост и приветлив. Снисходителен и чуток. Он был беспощаден к врагам, но крепко любил друзей. И если он принял врага за друга, приблизил его к себе и доверял ему, это была его ошибка. Роковая ошибка.
Да простится она ему! Он заплатил за неё дорогую цену – свою жизнь.

Так начиналась война…

Сталина упрекают в том, что в 1941 году страна оказалась неподготовленной к войне. Так ли это? И так ли просто было подготовиться к такой страшной, опустошительной войне? Ведь воевать пришлось не против одной страны. Гитлер обрушился на нас военной техникой, собранной почти со всей Европы. И имел союзников в лице Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии. Кроме того, Германия всегда была мощной военной державой.
Сколько войн развязала она на Европейском континенте. А Советский Союз был мирной державой, стремился к миру и верил в мирные договоры. Подготовиться должным образом к войне с таким сильным противником было не так-то просто. Возможности к этому у Германии и у СССР были различны. У немцев была прекрасная база для вооружения – знаменитые заводы Круппа, Мессершмитта и других пушечных королей и магнатов.
Гитлер, придя к власти в 1933 году, только и занимался вооружением армии и подготовкой к войне. А у Советского Союза было немало других забот и задач. Вспомним, в каком положении находилась страна в 1920 году. Смолкли залпы Гражданской войны. Люди возвратились к мирному труду. Началось восстановление народного хозяйства на новых социалистических началах. Положение в стране было настолько трудным, что пришлось даже немного отступить.
По решению Х съезда партии в 1921 году была введена новая экономическая политика (нэп). Это помогло более быстрому восстановлению государственной промышленности. Но нужно было не только восстанавливать всё разрушенное старое, но и строить новое.
Превратить СССР из страны аграрной в страну индустриальную. Что же было сделано Сталиным за шестнадцать лет, с 1924-го, после смерти Ленина, по 1941 год? Уже первый пятилетний план 1929 – 1933 годов принёс огромные успехи.
Была создана первоклассная тяжёлая индустрия. Были построены такие крупные промышленные предприятия, как Магнитогорский металлургический комбинат. Был построен один из первенцев пятилетки, гигант тяжёлого машиностроения Уралмаш. Была построена мощная Днепровская ГЭС. Было завершено грандиозное строительство Турксиба. Эта дорога имела огромное хозяйственно-политическое значение. Она соединила два обширных и богатых района – Сибирь и Среднюю Азию. Возникали новые заводы и шахты. В безлюдных ранее местах вырастали новые города. Комсомольск-на-Амуре, построенный в 1933 году руками молодёжи, стал крупным индустриальным центром Дальнего Востока.
Все были охвачены единым порывом, работали с огромным энтузиазмом. Вспомним имена героев пятилеток – Изотова, Стаханова в угольной промышленности, Кривоноса на железнодорожном транспорте, Виноградову в текстильной промышленности, Ангелину и Демченко в сельском хозяйстве. В первой пятилетке была также проведена коллективизация сельского хозяйства и ликвидирована безработица.
Во второй пятилетке, 1933 – 1937 годах, развернулось грандиозное школьное строительство и началась подготовка к созданию военной мощи нашей страны…
Довести до конца третий пятилетний план, рассчитанный на развитие машиностроения, металлургии, электроэнергии, химической промышленности и топлива, помешала война.
Но, несмотря на все трудности и происки врагов, страна победно шла вперёд. Был создан мощный воздушный флот. Вспомним героический подвиг лётчика Б. Чухновского, снявшего с льдины потерпевший аварию экипаж Нобеля в 1928 году. Вспомним беспримерные перелёты через Северный полюс наших прославленных лётчиков Чкалова, Байдукова, Белякова, Громова, Юмашева,Данилина в 1937 году. Вспомним мировые рекорды В. Коккинаки, а мировые достижения наших девушек-лётчиц!
В эти же годы началось интенсивное освоение Арктики. Вспомним легендарный дрейфлагерь Папанина в 1937 году, за которым с волнением и восхищением следил весь мир. Вспомним героев-челюскинцев, седовцев. Много хорошего было сделано за эти 16 лет. Много было создано жизненно необходимого для народа, для процветания и укрепления страны…
Не надо забывать, что и научная база для совершения космических полётов была также заложена в эти годы.
Много было совершено подвигов, прославивших нашу страну. И мы сумели вырастить чудесное поколение молодёжи, мужественной, честной, стойкой, преданной своей Родине, молодёжи, которая совершала неслыханные чудеса героизма во время войны.
Вероломное нападение Германии, только что заключившей с нами мирный договор, до известной степени застало нас врасплох, но,несмотря на это, с первых же дней войны мы смогли оказывать врагу серьёзное сопротивление. В первых же боях гитлеровцы понесли огромные потери.
Весь народ поднялся на защиту Родины. По призыву Сталина в тылу врага были организованы многочисленные партизанские отряды, наносившие неожиданные удары по врагу и создававшие невыносимо тревожную обстановку в тылу у немцев. Но армию надо было не только вооружить, но и одеть, и накормить. В эту страшную снежную зиму 1941/42 года, с жестокими морозами, наша армия была тепло одета, тепло обута и сытно накормлена.
Медицинское обслуживание армии было также на высоком уровне. Медицинская помощь как на передовых рубежах, так и в тылу, быстрая и своевременная госпитализация спасли жизнь многим бойцам. Работа тыла по снабжению армии всем необходимым, что также чрезвычайно важно, была безукоризненна.
Надо учесть, что много складов бое-припасов находилось на территории Белоруссии и в первые же дни войны они попали в руки врагу. Такое размещение военных складов на территории, близкой к границам, и спланированное по распоряжению военного командования нельзя не заподозрить в преднамеренности. Вот тут уместно было бы вспомнить о заговоре военных…
Несмотря на всё это, если мы и отступали, то оказывали при этом упорное сопротивление, нанося противнику огромный урон. А ценой каких потерь ему удалось подойти к Москве?
Возможно ли было бы всё это, если бы мы не были подготовлены к войне? А как объяснить, что мы сумели отстоять сердце страны – Москву, которая оказалась почти недоступной для вражеской авиации? За-градительный огонь на подступах к Москве был создан по инициативе т.Сталина. Мне могут возразить, что мы тоже имели союзников в лице Англии и Америки, которые помогали нам вооружением. Да, конечно, мы имели от них помощь, но всё же перелом в войне наступил тогда, когда наши военные заводы, эвакуированные в самом начале войны на восток, стали давать нам в огромном количестве танки, пушки, самолёты. А первую помощь от наших союзников мы начали получать только в октябре 1941 года.

Лев БАЛАЯН, сталиновед;
публикуется на основе права
свободы слова
(Продолжение следует).

Hosted by uCoz