Родина |
За далью лет твой светлый образ.
Я часто ловлю себя на мысли о том, что каждая юбилейная дата, будь то в жизни нашего общества, в биографиях ли разных людей - от рядового труженика до исторической личности, - заставляет меня заново пережить то время, в которое жил, учился, воевал, трудился. И в памяти воскресают люди, принимавшие участие в твоей судьбе, оказавшие на тебя благотворное влияние, на кого очень хотелось быть похожим, кем мы гордились, у кого многому научились. Одним из таких дорогих мне людей является Жумекен Шаяхметов.
Мое поколение хорошо помнит его, как авторитетного руководителя республики,
крупного организатора становления Казахской Республики в тревожные предвоенные
годы и время послевоенного созидания, его неоценимый личный вклад в Великую
Победу советского народа в Отечественной войне 1941-1945 гг. Мы с гордостью
читали на фронте известное письмо от имени трудящихся Казахстана. “Знайте,
все бойцы, - говорилось в нем, - что каждые девять из десяти пуль, которые
вы выпускаете во врага, отлиты в Казахстане”. В этом колоссальная заслуга
Жумабая Шаяхметова, работавшего в те годы вторым секретарем республиканской
партийной организации.
Вернувшись с войны, я, как вчерашний учитель сельской школы довоенного времени, не мог не заметить и не отметить, что именно в годы войны в Алма-Ате открылись женский педагогический институт, институт иностранных языков, консерватория, накануне своего рождения была Академия наук. В народе тепло говорили о Жумабае Шаяхметовиче, отдавая должное его активному участию в этом.
Многих фронтовиков-коммунистов партия направляла тогда на комсомольскую работу. В их числе был и я. В 1950 году, помню, будучи первым секретарем Северо-Казахстанского обкома комсомола, однажды был приглашен в Центральный Комитет на беседу, к самому Первому.
- Есть предложение, - говорит Жумабай Шаяхметович, — рекомендовать тебя, Анатолий, секретарем ЦК комсомола Казахстана.
- Да я же всего только два года работаю секретарем обкома комсомола. Опыта, считаю, еще маловато... Сумею ли, - начал было я.
- Если доверим, справишься, обязан. 0-бя-зан! Понял? – жестко пригвоздил Первый.
Вскоре состоялся пленум ЦК комсомола Казахстана, на котором меня и Сагындыка Кенжебаева рекомендовали избрать секретарями ЦК комсомола Республики. Когда я выходил на трибуну, Жумабай Шаяхметович, сидя в президиуме пленума, попросил:
- Анатолий, омiр баянынды єазаєша айтып бер...
И я рассказал о себе, поблагодарил Центральный Комитет, комсомол, пленум за оказываемое доверие, заверил, как водится. И все это на казахском языке. Жумабай Шаяхметович, похоже, был доволен.
Доводилось и в дальнейшем встречаться с Жумеке, слушать его, видеть в работе — исключительно целеустремленным, кипучим, компетентным, убедительным оратором, требовательным, принципиальным, в то же время доступным и уважительным к людям руководителем, корректным, сдержанным.
Большое внимание он уделял местным кадрам, их воспитанию, учебе, росту. Мы, комсомольские работники, учились у него политическим методам работы.
- Учитесь, ребята, занимать политическую позицию во всех делах - больших и маленьких, - говорил он нам.
А дела тогда в Республике делались огромные, в которых комсомол по-настоящему был надежным помощником и неистощимым резервом партии: начало освоения целинных и залежных земель, ударные стройки, развитие культуры, преодоление трудностей в сельском хозяйстве, особенно в животноводстве. Доклады, выступления Жумабая Шаяхметовича отличались гениальной простотой: четкий расклад проблем, их причин, задач, конкретных мер. Помнится, в августе 1953 года он выступил с докладом “О состоянии и мерах улучшения народного образования в Республике”, который для комсомола стал комплексной программой работы с молодежью. Это Жумабаю Шаяхметовичу принадлежит идея и сама работа по направлению молодежи республики на учебу в вузы России - Москву, Ленинград, Новосибирск, в аспирантуру, докторантуру. Ежегодно по 2 тысячи юношей и девушек из Казахстана направлялись в престижные вузы Союза.
Деятелем он, конечно, был выдающимся. Называют его жестким, но он был не жестоким, а справедливым. А я хотел бы еще отметить его чисто человеческие качества, достоинства. В неформальном, неофициальном общении он был прост, доступен, уважителен. Была у него, оказывается, с юности страсть к лыжному спорту. Как-то, беседуя с руководством ЦК комсомола, он заметил:
- Вот вы ратуете за массовость физкультуры. А сами-то хоть занимаетесь ею? Знаю, скажете, что некогда, мол. Неправильно это, а точнее - некультурно. Вот давайте - возьмите за правило: каждое воскресенье ходить в горы. Надо уметь стоять не только “на ковре”, но и на лыжах, коньках. Тогда долго не состаритесь.
Так Жумабай Шаяхметович поставил нас, вожаков молодежи, на лыжи. Более того, всех министров вытащил, как говорится, в горы, поставил на лыжи. Сам впереди, мы все - за ним. Устраивал соревнования, гонки. Это были дни и часы здоровья, полезного общения, что стало хорошей традицией и весьма полезным для работы делом. Вспоминаем об этом с удовольствием.
Жумабай Шаяхметович был заслуженно уважаем всеми. А мы, молодежь, ну просто обожали его, любили. И скажу откровенно, мы были буквально потрясены и страшно переживали, когда в феврале 1954 года его освободили от должности первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Да, мотивировка освобождения была тяжелой: “Недостатки в руководстве промышленностью, сельским хозяйством, идеологической и организационно-партийной работой. Новые условия требуют новых масштабов и методов работы. В связи с этим... ”
И все же мы искренне недоумевали. И рассуждали между собой так: тревожная ситуация в сельском хозяйстве сложилась тогда в целом по Союзу ССР, в том числе и у нас в Казахстане. Была дискуссия развивать сельское хозяйство интенсивным или экстенсивным путем. Доводы за интенсификацию были значительно убедительнее, однако руководство страны Советов в лице Н. С. Хрущева предпочло экстенсивный путь развития сельского хозяйства что, как показала жизнь, отразилось на экономике страны в целом, и Казахстана в частности. Так справедливо ли снимать с поста Жумабая Шаяхметова? Истинную-то причину мы должны были узнать, оказывается, позже. Поздно, к сожалению.
Самой большой несправедливостью мы, молодое поколение коммунистов, посчитали недооценку нашего кумира: прежде всего как глубоко преданного партии, ее идеалам, государству, народу коммуниста, патриота, интернационалиста, умного человека, дальновидного руководителя, кристально чистого гражданина. И сегодня я в этом глубоко убежден. Кто бы мне ответил, много ли таких людей, такого полета, было тогда и есть сегодня? Немало. Но это еще не означает, что много.
Под началом Жумабая Шаяхметова продолжительное время работал Димаш Ахметович Кунаев, который всякий раз, когда речь заходила о Шаяхметове, отмечал, что это был талантливый руководитель, это с ним связано развитие высокими темпами экономики послевоенного Казахстана.
Да, он был сторонником сталинских методов работы. Беспрекословно выполнял требования центральных органов партии, которой верил безраздельно. Но стоит ли осуждать его за это и карать беспамятством? Думаю, что нет. Противоречивость оценок его деятельности исходит из того, что само время было непростое, противоречивое, Жумабай Шаяхметович - дитя своей жестокой эпохи. И то, что всю ответственность за промахи республиканской партийной организации сурово возложили на ее руководителя, - это тоже знамение того времени. Но если на чаши весов поставить сделанное этим человеком и его промахи, то, бесспорно, положительная чаша преимущественно перевесит.
Надо уметь быть благодарным за содеянное добро по чистоте помыслов. Именно таковым был Жумабай Шаяхметович Шаяхметов, чье имя заслуживает быть в ряду великих сынов Родины.
У революционного демократа XVIII века Николая Александровича Добролюбова есть такие слова: “Значение великих исторических деятелей можно уподобить значению дождя, который благотворно освежает землю, но который, однако, составляется все-таки из испарений, поднимающихся с той же земли”.
Эти замечательные слова я полностью отношу к Жумабаю Шаяхметовичу Шаяхметову - личности яркой, достойной уважения и благодарной народной памяти.
А. Шалов,
председатель Алматинского городского
Совета ветеранов войны и пенсионеров