Перекресток судеб

Слово о товарище.

Закон природы так суров,
Бегут года в потоке века…
Как много есть хороших слов,
Чтобы поздравить человека!
Но не ищу я этих слов,
А Просто от души желаю
Здоровья, счастья и цветов
И жить сто лет, не унывая!

16 июня 2002 года ветерану войны Ивану Антиповичу КУРТОВУ исполнится 80 лет со дня рождения. Много это или мало — пусть скажет сам. Я его знаю, как активного и неутомимого участника ветеранского движения в Казахстане.

Иван Антипович — участник Великой Отечественной войны. Начал ее на Курской Дуге, а закончил в небе Берлина и Праги. Родина по достоинству оценила его боевые заслуги, наградив орденами: Красного Знамени, Отечественной войны I степени (дважды) и II степени, Красной Звезды, многими медалями. Правительство Чехословакии отметило медалями: “За храбрость”, “За участие в Чехословацком восстании”. Однако он не любит вспоминать о войне, потому что эти воспоминания будоражат его душу.
И это мне, как фронтовому летчику, понятно. Боевой путь летчика-пикировщика, Ивана Антиповича Куртова чем-то похож на дорогу в горах: крутые подъемы, резкие повороты, опасные спуски. За 152 боевых вылета он трижды был сбит, горел вместе с самолетом, садился на “фюзеляж” (без шасси), дважды был ранен, но назло всем врагам, на радость родителей и друзей-однополчан выжил.
В дни празднования 30-летия Победы я, будучи в гостях у однополчанина Бориса Кондратенко в г. Люберцы, Московской области, познакомился со штурманом 81-го гвардейского Краснознаменного бомбардировочного полка пикировщиков Рева, который, узнав, что я из Алматы, очень просил передать привет Ивану Куртову… Мне запомнились его слова: “Иван летал напористо и смело, и что характерно, он был решительным. Когда его подбили, Иван горящий Пе-2 довел до аэродрома и посадил. Пожар потушили. Правда, от самолета остался только “пшик”. За время войны я видел множество таких случаев. Реакция у людей разная, как у людей, избежавших смерть. Один молча переживает случившееся, другой не находит себе ни места, ни покоя — беспрерывно суетится и бестолково двигается, разражается хохотом и дикой бранью. А Иван стоял и молча курил, а когда после доклада командир полка ему сказал: “Идите, отдыхайте и напишите рапорт”, — он спросил: “Товарищ командир, на какой машине я буду теперь летать?”
Видимо, эти качества Ивана Антиповича Куртова — летчика — не пришли сами по себе, они рождались вместе с мужанием его характера в Алматинском аэроклубе, Тамбовской и Энгельской авиашколах, где он получил путевку в пятый океан.
— Все 152 боевых вылета были, — вспоминает Иван Куртов, — трудными и напряженными. Особенно на Курской дуге, при форсировании Днепра и на Сальдомирском плацдарме. Боевые вылеты были радостными по результатам бомбометания и полны трагедии. Пожалуй, самым трагическим был вылет в день 11 февраля 1945 года, когда нашу группу из девяти Пе-2 повел сам командир корпуса, Герой Советского Союза (6 апреля 1945 г. дважды Герой Советского Союза. Посмертно. — Авт.) генерал-майор авиации Иван Семенович Полбин на бомбардировку города Бреслау. Этот день был самым трагическим в истории нашего корпуса.
… В назначенный час наша девятка появилась над Бреслау. За рекой Одер был лесной массив, часть которого находилась в руках наших войск. Полбин по радио подал команду к перестроению. Вытянувшись в “пелене”, мы прошли над южной окраиной Бреслау, и сразу же враг открыл плотный зенитный огонь. Наш ведущий, маневрируя между разрывами снарядов, вывел нас на цель. Внизу было скопление танков и боевой техники. Генерал ввел свой самолет в пике. Я тоже повел свою “Пешку” в атаку. Сброс бомб, плавно вывожу машину из пикирования… Вдруг слышу тревожный голос ведомого Полбина лейтенанта Белаш: “Товарищ генерал! Товарищ генерал!!!” Уже в наборе высоты я увидел окутанный дымом самолет командира корпуса, а потом он стремительно понесся к земле. В эти секунды мне показалось, что остановилось сердце. Я не слышал ни гула моторов, видел только, как горящая машина уносила любимого нами командира все дальше и дальше… Взрыв. Высоко в небо взметнулось облако дыма и пыли. Так не стало прекрасного командира, летчика-новатора. Погиб Иван Семенович в день своего рождения…
По всей стране гремела боевая слава отважных летчиков-пикировщиков авиационного корпуса, которым командовал Полбин. В ее рядах сражались многие прославленные асы. Они с честью пронесли свое боевое гвардейское знамя до Берлина. Среди них был и Иван Антипович Куртов, доцент, кандидат наук, почетный профессор Алматинского энергетического института.
В 1947 г. Иван Куртов, уволившись из армии, поступает в Алма-Атинский юридический институт и успешно заканчивает его.
В 1951 г., выдержав конкурс, был зачислен в аспирантуру КазГУ им. С. М. Кирова на кафедру истории. Успешно защитив диссертацию по истории СССР и Казахстана, становится кандидатом исторических наук. Около полувека проработал он преподавателем вузов г. Алматы. Он стоял у истоков трех высших учебных заведений Казахстана.
… Будучи директором Усть-Каменогорского педагогического института, начинал с нуля. Он, как солдат, прекрасно сознавал меру ответственности, которую взял тогда на себя. Потом был назначен директором заочного Алма-Атинского филиала Московского финансово-экономического института, в котором учились более 7 тысяч студентов-заочников. В 1963 г. на базе экономического факультета КазГУ открывается Алма-Атинский институт народного хозяйства. И опять Ивана Антиповича переводят туда, а с 1977 г. до ухода на пенсию он трудится в Алма-Атинском энергетическом институте. Сколько учителей, экономистов, инженеров-энергетиков, работающих в Казахстане, были учениками Ивана Антиповича?!
Им написаны и опубликованы 29 научных трудов, в том числе “НЭП в Казахстане”. Опубликовал в печати 90 статей. Является автором фильма на телевидении — “Казахстанцы на Курской дуге”. С 1963 г. активный член Алматинской секции ветеранов войны-однополчан. Почти в течение 30 лет ведет поиск участников исторического парада Победы и граждан республики, награжденных орденами иностранных государств.
По натуре Иван Куртов — человек чуткий и внимательный, хотя внешне кажется сдержанным и немногословным. Детей своих вырастил честными, трудолюбивыми, достойными продолжателями семейных традиций: сын Андрей — командир корабля “Боинг-747”, дочь Наталья — экономист. Растут внучата.
Иван Антипович верен себе, всю свою яркую, поистине героическую жизнь без остатка готов отдать служению народу молодого суверенного Казахстана.
Иван Куртов давно на заслуженном отдыхе. Но его натура не позволяет сидеть дома. Он активно сотрудничает с газетами: “Казахстанская правда”, “Вечерний Алматы”, “Огни Алатау” и с рядом журналов: “Народное хозяйство Казахстана” и т. д. Было подготовлено и опубликовано массовым тиражом четыре книги: “Дорогами освобождения”, “Отан — школа мужества”, “Они среди нас”, “В труде и бою”.
В текущем году подготовил в соавторстве книгу “Верность”.
И в день восьмидесятилетия Ивана Антиповича хочется сказать: “Будь таким, какой ты есть. И успехов в твоих начинаниях. Так держать, солдат Второй мировой”.

Байзулла АКИЖАНОВ,
председатель постоянной комиссии
Алматинского городского Совета
ветеранов войны и пенсионеров


Тернистый путь солдата.

Давно отгремели выстрелы Великой Отечественной войны, залечены раны, нанесенные войной, выросло новое поколение людей. Война стала историей ХХ века. Но каждый раз 9 мая весь мир с благодарностью вспоминает подвиг победителей.
Наши солдаты, офицеры и генералы стойко и мужественно сражались на фронтах с фашистскими захватчиками, несмотря на трудности и лишения фронтовой жизни, и при мощной поддержке тружеников тыла выдержали, выстояли, разгромили фашистские полчища и добились полной Победы над врагами человечества!
Об одном из победителей, который прошел тернистый путь солдата войны, мы и хотим коротко рассказать.

Савелий Федорович Партик родился 24 января 1916 года в селе Николаевка Татарского района Новосибирской области. Перед войной, отслужив на пограничной заставе Лончакова действительную воинскую службу на Дальнем Востоке, старшина Савелий Партик в 1941 году приехал на новое место жительства — в Алма-Ату к своим родителям, где они проживали. Но вскоре грянула Великая Отечественная война.
С. Ф. Партик снова был призван в ряды Вооруженных Сил, зачислен в 43-ю стрелковую дивизию, где проходил воинскую службу в качестве помощника командира взвода разведки в Иране. Когда группа армии “Центр” Гитлера вела наступление на Москву с целью ее захвата и уничтожения, дивизия из Ирана была передислоцирована в Подмосковье.
В тяжелых боях в районе г. Серпухова, старшина Партик был тяжело ранен, отправлен в эвакогоспиталь № 2792, где лечился в г. Горьком. После выздоровления в январе 1942 г. Савелий был направлен на 1-й Прибалтийский фронт в составе 4-й ударной армии, где был назначен сначала старшиной роты, а затем командиром взвода батареи 76-миллиметровых пушек 599-го стрелкового полка, 145-й стрелковой дивизии.
“Дивизия занимала оборону в труднопроходимой болотисто-лесистой местности, — вспоминает С. Ф. Партик, — было у нас устаревшее вооружение, не хватало боеприпасов, плохое питание личного состава. Зачастую мы получали за сутки по 100 граммов сухарей вместо хлеба на одного человека. И чтобы кого-либо не обидеть (не обделить), сами солдаты терли сухари, а затем ложкой раскладывали по кучкам по количеству людей в батарее”.
“А из-за нехватки соли, чеснока и лука, — продолжал Савелий Федорович, — у солдат и командиров появилась цинга, у них стали шататься и выпадать зубы, у многих воинов ухудшилось зрение. Порой мы думали, что погибнем в этой трясине без боя с противником, ждали с нетерпением наступления на врага, чтобы отомстить за все муки и злодеяния, которые он принес на нашу землю”.
Весной 1943 г. 145-я стрелковая дивизия была передана из 4-й ударной армии под командование 43-й армии. Положение дивизии заметно улучшилось. В воинские части и подразделения поступило новое стрелковое оружие, заменялись устаревшие орудия (пушки) на облегченные с резиновым ходом, завозились бое-припасы, продовольствие, обмундирование.
Воины дивизии наконец-то вздохнули с облегчением, чувствовалось долгожданное наступление на фашистов на Смоленском направлении, а затем на Витебск, в Белоруссию, которая ждала с нетерпением своих освободителей.
Ведь за три года оккупации фашисты уничтожили здесь более 2-х миллионов человек, угнали в Германию 38.000 жителей, разрушили и сожгли 209 городов, 9000 сел и деревень.
23 июня—29 августа 1944 г. была проведена Белорусская операция.
Стойко, умело и мужественно сражался в боях за освобождение г. Витебска в Белоруссии гв. старший командир орудия Савелий Федорович Пар-тик из 599-го стрелкового полка, 145-й стрелковой дивизии. Он прямой наводкой уничтожил 6 огневых точек противника, за что был награжден орденом Славы III степени. Витебск был освобожден 26.06.44 г.
В дальнейших боях, следуя с боевыми порядками, он со своим 76-миллиметровым орудием ворвался в г. Глынволи, в упор расстреливая противника, подбив одну автомашину с военным грузом.
А 7 июля 1944 г. старшина Савелий Партик в г. Поставы, прикрывая из своего орудия наступающие части и подразделения, дал возможность выполнить важную боевую задачу.
В боях на подступах к г. Риге, в Прибалтике старшина Савелий Партик принимал участие в окружении и разгроме нескольких немецких дивизий в районе г. Биржая. Как ни старался выйти противник из кольца окружения, ему это не удалось.
“Помню, на нашу батарею двигалась лавина немецких танков, а за ними — пехота, — вспоминает С. Ф. Партик, — силы были неравны, но мы не дрогнули, бой был ожесточенным. От разрывов мин и снарядов, обрушившихся на нашу батарею, содрогалась и гудела земля, горели дома. Маневрируя, меняя огневую позицию, мы продолжали сражаться, стрелять по врагу.
Когда был убит наводчик орудия рядовой Иванцов, я занял место наводчика, рядовой Кузин заменил раненого заряжающего Акимова, подоспевшая к нам медсестра полка Шура Назарова подносила к орудию снаряды.
В этом смертельном бою я был тяжело ранен, но продолжал сражаться. К нашему счастью подоспела на помощь “Катюша”, которая своим огнем накрыла и навсегда успокоила фрицев”.
6 августа 1944 г. город Биржай был освобожден от противника войсками 1-го Прибалтийского фронта. За боевые действия под г. Ригой и освобождении г. Биржай гв. старшина С. Партик был представлен к награждению орденом боевого Красного Знамени. Но к большому сожалению, заслуженная награда так и не нашла своего героя. И такое бывает…
После тяжелого ранения гв. старшина Партик лечился в эвакогоспитале в г. Явинске, а по выздоровлении был направлен в офицерское училище “Выстрел”, с которым принимал участие в штурме Кенигсберга (ныне Калиниград), и чудом стался жив.
По окончании училища “Выстрел”, гвардии старшина Партик проходил воинскую службу в 135-м стрелковом полку в г. Клайпеда, откуда в сентябре 1945 г. демобилизовался, как инвалид войны III группы, и снова вернулся к своим родителям в Алма-Ату.
“В уютной квартире родителей, — вспоминает фронтовик С. Ф. Партик, — я обратил внимание на фотографии, висевшие на стене комнаты, украшенной орденами и медалями правительства, и был бесконечно рад за своих родителей, сестер и братьев, за их патриотизм”.
С. Ф. Партик также имеет боевые награды — орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны, орден Славы III степени, медаль “За отвагу”. В честь 60-летия битвы за Москву, как ее участник, С. Ф. Партик награжден мэром г. Москвы Ю. М. Лужковым Почетным знаком “60 лет битвы за Москву”.

На груди ветерана сверкают ордена,
На висках у него седина,
Не грусти, боевой старшина,
Что украла у нас война
Наши лучшие юные годы!

В послевоенные годы С. Ф. Партик более 45 лет честно и добросовестно трудился в народном хозяйстве. Ныне инвалид войны II группы гв. старшина С. Ф. Партик находится на заслуженном отдыхе. Он принимает активное участие в общественной работе, в настоящее время является председателем ревизионной комиссии Совета ветеранов 8-й гвардейской стрелковой Панфиловской дивизии в г. Алматы.

Полковник в отставке М. СЕДЫХ,
ветеран Великой Отечественной войны

Hosted by uCoz