Землянка |
«Николай, давай закурим!»
59 лет тому назад, в разгар Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков в двух центральных ведущих газетах СССР “Правда” и “Известия Советов депутатов трудящихся СССР” 6 февраля 1943 г. было опубликовано “Письмо казахского народа фронтовикам-казахам”, которое подписали свыше 2,6 миллиона человек. В тот же день обе газеты свои передовые статьи посвятили этому важному событию. “Правда” назвала свою статью “Славный казахский народ в борьбе за Советскую Родину”, а “Известия” - “Наказ казахского народа своим сынам-воинам”.
“Правда” отмечала: “Письмо казахского народа дойдет до всех фронтовиков. Его с волнением прочтут все народы Советского Союза. В седую древность уходит история казахского народа… Хорошо бьются казахи на фронте, хорошо работают для фронта их отцы, матери, жены в тылу. Казахстан могуче подпирает фронт всеми богатствами своей земли, всеми сокровищами своих гор. В каждом снаряде, опустошающем ряды гитлеровцев есть часть казахской природы, есть доля казахского труда. Цветные металлы — это драгоценный вклад Казахстана в дело обороны. И не менее ценный — хлеб, мясо, шерсть. С патриотическим воодушевлением трудятся в тылу казахи, чтобы накормить и одеть Красную Армию…”
О неразрывной, нерушимой дружбе советских народов свидетельствует и то, что в числе подписавших письмо фронтовикам-казахам были представители других национальностей, проживавших в Казахстане. Среди них: кореец Ким Ман Сам — знатный рисовод, Ангелина Паша — известная во всем Советском Союзе передовой бригадир тракторной бригады из Украины, депутат Верховного Совета СССР, дважды орденоносец; первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Скворцов Н. А.; русская — Котенева Ольга — заслуженная учительница, депутат Верховного Совета СССР; Назаренко Владимир — Герой Советского Союза; татарин — Якупов — секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана и другие.
Мы, фронтовики с огромной радостью и воодушевлением встретили пламенное письмо-клятву казахского народа, которое вызвало горячий отклик у всех бойцов, независимо от их национальной принадлежности. Их высказывания печатались на страницах фронтовой печати. Пошли ответные письма подразделений и отдельных воинов с обязательствами с новой силой и энергией крепко бить врага до полной победы. Эти письма продолжительное время публиковались в республиканских и областных газетах, передавались по радио на казахском и русском языках.
Письмо казахского народа фронтовикам-казахам написано богатым народным языком, несет историческое и познавательное значение, кем был казахский народ в прошлые века, какое занимал место в период Великой Отечественной войны, какие батыры и герои показывали образцы героизма и отваги, преданности Родине и защищали родную Землю.
Нурым САНСЫЗБАЕВ, ветеран войны
Редакция оставляет за собой право опубликовать “Письмо казахского народа фронтовикам-казахам” с незначительными сокращениями.
«Сыновья Казахстана! Наши дети, мужья и братья!
Каждый раз, когда подымается солнце над полями сражений, взгляните на него и вспомните свою страну. Вспомните её высокое и чистое небо, привольные каркаралинские и приишимские степи, прозрачные струи Иртыша, альпийские луга Алтая, яблоневые сады Алма-Аты. Вспомните дым своих очагов, могилы предков, зарево огней над нашими богатыми городами и поклянитесь победить, победить во что бы то ни стало!
Вот уже roд и семь месяцев прошло, как Гитлер напал на нас. Кровью залита Украина, Белоруссия, Крым, Донбасс, донские степи. Поругана честь матерей, жён и детей. Разрушены жилища. Расхищены народные сокровища, осквернены памятники древней культуры.
Сыны и братья! Бейте врага! Пусть от меткой казахской пули, от острого клинка джигита падают мертвые немцы на землю. Они хотели земли — вот им земля!
Ещё до Октябрьской революции казахи дружили с русскими рабочими и крестьянами. Чем больше старались царское правительство и баи раздуть вражду между народами Российской империи, тем родней и ближе становились друг другу угнетённые народы. У них был общий враг — царизм. С каждым годом росла дружба между казахами и русскими, крепла их воля к борьбе. Не раз они вместе выступали против своих поработителей. Во время восстания Пугачёва, в революцию 1905 года, в дни Октября рядом с русскими выходили в бой казахи.
Вместе дрались они и против внешних врагов. Семь столетии назад наши предки—кипчаки—помогали русским громить тевтонских рыцарей — предков нынешних фашистов — на льду Чудского озера. Шесть столетий назад в рядах русских воинов, разбивших и выгнавших со своей земли чужеземных захватчиков, дрались отряды казахов под предводительством батыра Едигея.
Крупнейший казахский учёный, путешественник, исследователь и поэт Чокан Валиханов, в характере и творчестве которого было так много общего с Лермонтовым, что русские друзья прозвали его “степным Лермонтовым”,— восемьдесят лет назад утверждал, что судьба русского и казахского народов связана неразрывно, и приложил все силы к тому, чтобы заложить прочную основу для единения нашего народа с русским.
Великий казахский поэт Абай — солнце нашей поэзии — сделал все, чтобы казахский народ стал братом русского народа и жил с ним единым биением сердца. Абай перевёл на казахский язык Пушкина и Лермонтова. Он помог казахской степи узнать и понять надежды и высокие думы русских.
Велика любовь казахского народа к великому русскому народу. В дни, когда немцы рвались к городу Ленина, стремясь задушить его костлявой рукой голода, на улицах Ленинграда с необычайной силой прозвучало обращение нашего любимого акына: “Ленинградцы, дети мои!” Вещие слова Джамбула ночью были напечатаны в ленинградских типографиях, и утром на улицах осажденного города уже висели щиты со стихами поэта. Женщины останавливались около них и плакали. Мужчины, уходя к заставам на фронт, прятали листки со стихами на грудь, под ватники, под гимнастерки.
Людям, родной город которых был осаждён, устами мудрого казахского певца вся великая страна говорила: “Я с вами!”
Нерушимая дружба народов стала у нас основой любви к своей родине. Теперь казах, глядя на дворцы Ленинграда, на полноводную Неву, на дремучие северные леса, на блеск Черного моря, на сопки Дальнего Востока, с полным правом может сказать: “Это моя земля, это моя родина. И всё мое—ваше, соседи и братья, и все ваше — моё”.
Всем памятен рассказ украинского режиссёра Довженко о том, как бойцы-казахи, вступившие на первую пядь освобожденной украинской земли, опустились на колени и гладили шершавыми ладонями, целовали эту исстрадавшуюся землю, пропитанную кровью её сыновей. Они это делали не только потому, что степи Украины напоминали им родные просторы, но и потому, что это была теперь родная и милая земля и для них, казахов.
Сыновья Казахстана! Из седой дали времен звучат голоса знаменитых батыров, они зовут нас к мужеству и победам.
Дороже жизни честь бойца и любовь к нему народа. “За честь пожертвую душой”,— так говорили наши предки, и эти слова вновь своими подвигами сказали четыре бойца-казаха из числа 28 панфиловцев, защищавших Москву,—Алиппай Косаев, Нурсултан Исбулатов, Аскар Кожебергенов и Сингербаев.
Пленный фашист на допросе сказал: “Мы пошли в атаку. Нам навстречу бросились смуглые бойцы. Они дрались с такой яростью и отвагой, что мы не выдержали. Мы были поражены ужасом и отступили. Потом нам сказали, что с нами дрались казахи. Мы не знали, что существует на свете такой бесстрашный народ”.
Фашисты не знали об этом. Но теперь они хорошо знают верную руку стрелка-казаха. Им памятно имя степного сокола — сержанта Абдибекова, застрелившего 227 фашистов, имя бесстрашного гвардии подполковника Мамыш-Улы и Героя Советского Союза Малика Габдуллина, которые, ведя за собой бойцов, 17 дней пробивались к своим через тысячные полчища немцев, имя молодого бойца Расулова, храбро вступившего в рукопашную схватку с тремя вооружёнными до зубов гитлеровцами. Егo ранили, и немцы думали, что им удастся за-хватить смельчака в плен, но Расулов застрелил одного фашиста, другого заколол штыком, а третьего сбросил в реку, применив прием нашей народной борьбы “казахша-курес”.
росвещенный средневековый путешественник Карпини, посетивший казахские степи, записал в своём дневнике слова, звучащие как предостережение: “Всем следует знать, что жители этих степей, увидев врага, бросаются прямо на него и язвят его стрелами, покуда не уничтожат”. Пусть запомнят немцы эти слова. Только истребив врага, напавшего на нашу родину, успокоятся батыры степей, сыны свободолюбивого казахского нapoдa.
Дорогие воины! Вы бьетесь с врагом, вы знаете свою силу, но сознание, что родина за вашей спиной, должно удесятерять ваш натиск.
Нынешняя война — война моторов. Лучшие сорта бензина и смазочных масел вырабатывают для авиамоторов из великолепной эмбинской нефти. Здесь под землей хранятся несметные запасы жидкого золота. Сотни тысяч тонн нефти выбрасывают на поверхность фонтаны Эмбы.
Ваши отцы, жёны, братья и сестры думают о вас и ждут вас не на пороге своих домов, не в бесплодной тревоге и воспоминаниях, а в батальонах всевобуча, на заводах, в шахтах, на полях, где они сменили вас. Они не оставили осиротевшим ни одного станка, ни одного трактора, ни одного плуга.
Напрягая все силы, самоотверженно трудятся сейчас сыны и дочери Казахстана.
Бесчисленные скирды золотой пшеницы, твердые зёрна риса, снежные кипы хлопка — всё это ваш родной Казахстан растит для вас и для нашей победы.
Несметные стада тучнеют сейчас на зимних пастбищах. В три раза возросло поголовье скота за последнее пятилетие. Лишь за время войны оно увеличилось больше чем на три миллиона голов. Всё больше и больше мяса, кож, шерсти, масла даёт республика фронту. Выносливых, сильных и быстрых коней получает из Казахстана Красная кавалерия.
Так отвечает далёкий тыл на ваши подвиги, на ваше мужество. Так сообща наносим мы смертельный удар врагу.
С давних времен женщина-казашка была другом и опорой своего мужа-воина.
Женщины Казахстана спустились в угольные шахты Караганды, сели за штурвал комбайна, стали гуртоправами и табунщиками. Женские бригады никому не уступают красных знамён, завоёванных доблестным трудом.
Мы, казахи, не знаем, что такое трусость. Если найдется среди вас человек, который смутится перед лицом врага,— его имя проклянет ваш народ. Родная мать отвернётся от него, жена не протянет руки. Трус — это враг своих детей, своей матери, своей жены. Трус — убийца своей родины. Его удел — смерть.
азахи! Не давайте врагу опомниться, беспощадно истребляйте немцев! Бейте их, милые сыны, бейте до послед-него дыханья, до последней капли крови, до тех пор, “пока двигаться в силах рука, не подрублены ноги пока”. Лучше смерть, чем позор поражения.
Опасность и горе могут преодолеть только сильные.
Спокойствие и радость принести могут тоже только сильные. Эта сила есть в нас, она есть в нашей армии. Сыновья Казахстана! Радостные вести приходят к нам с фронта в горах Кавказа, на берегах Волги, в степях Дона, под Ленинградом нанесла Красная Армия тяжелые удары врагу.
Казахи-фронтовики! Ваш порыв, ваше наступление взволновало родной Казахстан. Народ встрепенулся от радостного сознания, что послал на фронт доблестных сыновей.
Мы знаем, что это не последняя схватка. Враг ещё пытается подняться на подбитые ноги и снова броситься вперёд. Для того, чтобы он не мог больше встать, тысячу страшных ударов должны мы нанести ему. Будьте же молнией, разящей и испепеляющей врага. Обрушьте на него всю силу народной ярости, разбейте его! Таков наказ Родины, так велит Сталин.
Вы наступаете на фронте. Мы отвечаем на это самоотверженным трудом в тылу. Сотни предприятий выпускают сверхплановой продукции на миллионы рублей.
олхозники и колхозницы Казахстана, следуя патриотическому примеру тамбовских колхозников, внесли на строительство мощной танковой колонны “Колхозник Казахстана” свыше 371 млн рублей, сбор средств продолжается. Сотни и тысячи колхозников и колхозниц отдают все свои сбережения, чтобы помочь вам, дорогие воины. Вы должны знать имена таких передовых людей, как Бокенбаева Оразбая, председателя колхоза “Кзыл-Булак” Каратальского района, внесшего на строительство танковой колонны 300 тысяч рублей, Казыбаева — председателя колхоза “Жана-Турмыс”, Мендыгаринского района, внесшего 190 тысяч рублей, Байжанова Сапия—тракториста колхоза “Совет Коммунистов”, Убаганского района, — 175 тыс. рублей, Кадели Искакову — председателя колхоза имени Карла Маркса, Денгизского района,— 175 тыс. рублей. Список таких людей можно бы продолжить без конца. Сотни и тысячи пудов хлеба, мяса, масла и других сельскохозяйственных продуктов ежедневно поступают от колхозов и колхозников для Красной Армии. Вскоре на фронте вы увидите среди сотен и тысяч мощных новых танков и танки, построенные на средства ваших отцов, жён, сестер и братьев.
Мы клянемся вам, дорогие, превратить бескрайние казахстанские степи в богатые поля. Мы клянемся заполнить наши пастбища тучными стадами. Столько, сколько потребует фронт, дадим мы ему карагандинского угля, эмбинской нефти. Мы пошлём вам вдоволь свинца и кипящей меди — они выжгут сердца врагов.
Мы сдержим нашу клятву. И мы победим!
Уже недалек великий день победы. Напрягите все силы, чтобы ускорить гибель фашизма, и тогда на пороге освобождения мира вы оглянетесь назад и улыбнётесь, вас будут ждать ликующий Казахстан, счастливые слезы жен и матерей, звонкий смех детей. Огромное солнце поднимается над нашей страной — солнце счастья и созидательного труда. Весь мир, всё человечество обнажит голову перед вашим подвигом и вздохнёт полной грудью. Тогда ещё больше расцветёт наша земля, станет богаче наш дом, и вечером не хватит огней, чтобы показать гостям его красоту.
Будьте стойки, упорны, сражайтесь умело и самоотверженно рука об руку с вашими братьями - русскими, грузинами, украинцами, киргизами, белорусами, узбеками и другими народами нашего великого Союза.
Пусть в ваших жилах клокочет неугасимая ненависть к захватчикам. “Убил ли ты немца?” Этот вопрос должен задавать себе каждый казах-фронтовик.
Boин! Лучше овладей оружием. Спеши освободить своих братьев на Украине, в Белоруссии, на Дону и в Прибалтике. Спеши! Разве ты не слышишь стоны и плач истязаемых женщин и детей? Разве ты не видишь, как враг сжигает прекрасные города? Разве ты можешь ещё терпеть, чтоб гитлеровцы топтали землю нашей великой Родины?
Знаменитый батыр и певец Макамбет Утемисов сто лет назад сказал об обязанностях бойца: “Если враг упорствует, то сделай так, чтобы он захлебнулся в собственной кровавой пене”.
Мсти, беспощадно мсти оккупантам! Не бойся смотреть в глаза смерти. Для воина смерти нет. Мы должны победить, и мы победим.
Да здравствует великая и нерушимая ленинско-сталинская дружба народов нашей страны!
Да здравствует доблестная Красная Армия!”